«Аэроэкспресс» недосчитался туристов

Оператор снизил финансовые показатели в 2015 году из-за сокращения турпотока
Чистая прибыль «Аэроэкспресса» упала почти на 20%
Чистая прибыль «Аэроэкспресса» упала почти на 20% / Е. Разумный / Ведомости

Важной проблемой «Аэроэкспресса» остается контракт на поставку двухэтажных поездов Stadler – экономическая оправданность этого проекта вызывает вопросы в нынешних условиях, напоминает Бурмистров. «Аэроэкспресс» договорился о поставках 11 составов (плюс опцион на 14) и выплатил аванс на 3,7 млрд руб., говорится в отчете. Финансировать поставку на 12,3 млрд руб. будет Газпромбанк.

За 2015 г. чистая прибыль «Аэроэкспресса» сократилась в сравнении с 2014 г. на 19,7% до 1,44 млрд руб., следует из опубликованного в пятницу отчета компании по МСФО. Операционная прибыль снизилась на 16,8% до 2,3 млрд руб. Выручка сократилась на 3,8% до 6,06 млрд руб. Расходы «Аэроэкспресса» выросли на 7,3% до 2,9 млрд руб., в том числе за счет отмены в 2015 г. льготного коэффициента (0,01) к ставке на оплату инфраструктуры. Чистый долг «Аэроэкспресса» сохранился на уровне 5,9 млрд руб.

«Аэроэкспресс» доставляет пассажиров по железной дороге в аэропорты Москвы. До 2015 г. поезда компании работали также в Сочи и Казани. Компания может запустить поезда из Санкт-Петербурга в аэропорт «Пулково» и ожидает решения властей по этому поводу. В 2015 г. компания оперировала 19 поездами.

«Аэроэкспресс» сократил перевозки в 2015 г. на 22% до 13 млн человек. Причина – в сокращении турпотока из-за сложной экономической ситуации и других факторов: прекращения авиасообщения с Египтом, отмены полетов в Турцию и улучшения дорожной ситуации в Москве, объясняет «Аэроэкспресс». Поддерживать спрос на авиаперевозки на счет снижения стоимости билетов не получится, считает «Аэроэкспресс»: из-за общей экономической конъюнктуры и высокой закредитованности авиакомпаний. В направлении «Домодедово» перевозки у «Аэроэкспресса» упали на 24% до 5,8 млн, в «Шереметьево» – на 31% до 4,4 млн. А во «Внуково», напротив, выросли на 7,6% до 2,8 млн человек (благодаря пассажиропотоку аэропорта после старта полетов авиакомпании «Победа»).

«Аэроэкспресс»

Пригородный железнодорожный оператор
Владельцы – «Трансгрупп АС» (45,84%), РЖД (25%), Искандер Махмудов (17,5%), Андрей Бокарев (7,5%), Алексей Криворучко (4,16%).
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 6,1 млрд руб.
Чистая прибыль – 1,4 млрд руб.

Снижение трансферных перевозок объясняется сокращением выездного турпотока (в 2015 г. он снизился на 31%, по данным РСТ. – «Ведомости»), говорит гендиректор Ozon.travel Дмитрий Яковлев. Сократилось и число бизнес-поездок – это первое, на чем экономят компании, добавляет он. По его словам, перераспределения спроса на услуги такси не произошло – спрос на такси тоже упал. Коммерческая политика «Аэроэкспресса» не учитывала изменения на рынке таксомоторных перевозок, а в долгосрочной стратегии и инвестиционных планах не были оценены риски открытия МКЖД и новых станций метрополитена вблизи «Внуково» («Румянцево», «Саларьево», «Рассказовка») и «Шереметьево» («Ховрино»), перечисляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Пассажиры экономсегмента, более чувствительные к цене, предпочитают более дешевый транспорт, а для состоятельных пассажиров цена билета бизнес-класса «Аэроэкспресса» сопоставима с ценой такси, отмечает эксперт. Это будет актуально в 2016–2017 гг., добавляет он.

Несмотря на снижение пассажиропотока Московского авиационного узла, доля пассажиров, выбирающих «Аэроэкспресс», осталась на прежнем уровне – около 17% от общего пассажиропотока, что позволяет продолжать реализацию всех крупных инвестпроектов, отмечается в отчете компании.