Интернет-ритейлеры за автоматизацию записи данных о посылках за рубеж

По их мнению, существующие идеи чиновников не облегчают возврат НДС
Онлайн-ритейлеры просят автоматизировать запись данных о посылках за рубеж
Онлайн-ритейлеры просят автоматизировать запись данных о посылках за рубеж / Е. Разумный / Ведомости

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет крупнейших продавцов товаров в интернете на российском рынке) предлагает изменить законопроект, цель которого – облегчить возврат НДС для экспортеров, отправляющих посылки почтой. Это следует из письма, отправленного 11 мая 2016 г. министру экономического развития Алексею Улюкаеву (копия документа есть у «Ведомостей»). В нынешнем виде законопроект не поможет развитию экспорта, считают в АКИТ.

Проект, подготовленный Минфином, опубликован на портале regulation.gov.ru и сейчас проходит оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития (см. врез). Письмо поступило в министерство, вопрос прорабатывается, подтвердил представитель Минэкономразвития, отказавшись от других комментариев.

Времени не хватает

В 2014 г.
Минфин должен был разработать законопроект, как это прописано в дорожной карте «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Принять закон, который бы позволял налогоплательщикам подавать документы в электронном виде, планировалось до декабря 2014 г., согласно дорожной карте.

Сейчас компания, отправляющая посылку за рубеж, практически не имеет возможности доказать право на нулевую ставку НДС – отдельно в законе эта процедура не прописана, рассказывает исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. По общему правилу нужно заключать с иностранным покупателем внешнеэкономический контракт, что, в принципе, невыполнимо, продолжает он, а остальные документы предоставить в Федеральную налоговую службу (ФНС), заблаговременно получив печати в Федеральной таможенной службе (ФТС).

Законопроект, подготовленный Минфином, отменяет необходимость заключать контракт с покупателем. Но экспортеру все равно придется обращаться с письменным заявлением в ФТС, на рассмотрение которого у службы 20 дней, и только после этого документы с отметками таможенной службы могут быть отправлены в ФНС, следует из письма АКИТ.

Тогда как данные о посылках могут автоматически фиксироваться в единой базе ФТС – у каждого товара есть свой штрихкод, поясняет Соколов. Это, в свою очередь, сократит сроки подготовки документов и облегчит работу экспортеров, сказано в письме. На рынке почти нет компаний, поставляющих товары на экспорт, замечает Соколов, а без автоматизации процесса на их появление можно не надеяться.

Законопроект требует уточнений, считает представитель Ozon Мария Назамутдинова: необходимо расширить и уточнить список документов для отправки товаров за рубеж и конкретизировать, какие документы подтверждают фактическую оплату товаров от покупателей. Кроме того, проект не охватывает отправку через курьерские службы, не имеющие статус почтовых организаций, замечает Назамутдинова. Ozon экспортирует товары в США, Израиль, Латвию, Белоруссию и Казахстан, доля экспорта в общих продажах, по собственным данным, 2%.

Интернет-ритейлер «220 вольт» предложения АКИТ поддерживает – так как заинтересован в развитии экспорта, но пока в стране для этого нет инфраструктуры, говорит первый заместитель гендиректора компании Леонид Довладбегян.

Представители ФТС, ФНС и Минфина на запрос не ответили.