России не нужны новые заводы стройматериалов
Существующих мощностей достаточно для удовлетворения спроса до 2025 года, прогнозирует правительствоРоссии не нужны новые заводы по производству строительных материалов, говорится в утвержденной правительством стратегии развития промышленности строительных материалов до 2030 г. Документ сменил стратегию до 2020 г., утвержденную в 2011 г.
Существующих мощностей достаточно для удовлетворения спроса до 2025 г., а по ряду позиций – и до 2030 г., поясняется в документе. Один из его принципов – «переход от отраслевого управления по количественным показателям к управлению качеством и ассортиментом». К 2030 г. экспорт строительных материалов должен составить 15% общего производства против 3,8% в 2015 г., а доля импорта – сократиться с 3,8 до 1,5%. Абсолютных цифр нет. Предыдущий документ прогнозировал, например, что потребление цемента в 2020 г. удвоится в сравнении с 2010 г. – до 97,8 млн т. В 2015 г., по данным консалтинговой компании «ГС-эксперт», было произведено 62,1 млн т цемента (-10% к 2014 г.), потребление – 63,4 млн т (-11%), импорт – 2,9 млн т (-28%), экспорт – 1,7 млн т (-2%). Вряд ли доля экспорта превысит 10% из-за развития схожих отраслей в странах бывшего СССР, но в целом уход от абсолютных значений оправдан – экономика в кризисе, комментирует гендиректор «ГС-эксперта» Алексей Семенов.
Чиновники предлагают сосредоточиться на качестве стройматериалов, которые сейчас «не в полной мере соответствуют современным требованиям». Нужны модернизация, снижение затрат на продукцию и услуги иностранных контрагентов, развитие НИОКР и др. Процесс не быстрый – многие компетенции в машиностроении, например, утеряны, предупреждает Семенов. «Отдельные виды [оборудования] у нас производят, однако наиболее сложные агрегаты и технологические линии наша промышленность выпускать не в состоянии. Для современных цементных заводов «сухого» способа его практически нет», – сказал гендиректор холдинга «Базэлцемент» Вячеслав Шматов. «Евроцемент груп» по инвестпрограмме на 2013–2018 гг. планирует перевести все свои заводы на «сухой» способ производства.
Стратегия предполагает, что доля транспортных расходов в средней цене приобретения щебня снизится с 47% в 2015 г. до 45% к 2030 г., цемента – с 14 до 10%. Многое зависит от политики РЖД и изменений правил автомобильных перевозок, говорит он: «Позитивный эффект имела бы разработка новых стандартов для автодорог, предусматривающих большую нагрузку на ось или грузоподъемность транспорта».