Медведева призвали отменить сплошной досмотр на входах в аэропорты

По опыту «Домодедово» и Брюсселя это только затрудняет противодействие терактам, пишут международные эксперты
В письме Медведеву Янковек призывает, чтобы безопасность в зонах общего доступа обеспечивали и несли за нее ответственность силовые структуры, а не операторы аэропортов
В письме Медведеву Янковек призывает, чтобы безопасность в зонах общего доступа обеспечивали и несли за нее ответственность силовые структуры, а не операторы аэропортов / А. Махонин / Ведомости

Гендиректор Международного совета аэропортов в Европе (Airports Council International Europe) Оливье Янковек 28 апреля отправил письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором призывает российские власти отменить досмотр на входах в аэропорты (копия есть у «Ведомостей», Янковек подтвердил, что писал такое письмо).

На заседании комитета по безопасности ACI Europe в Мадриде 14-15 апреля обсуждался вопрос безопасности в зонах общего доступа аэропортов и были обобщены итоги теракта в аэропорту Брюсселя (22 марта смертник взорвал две бомбы, погибли 17 человек) и случавшихся ранее схожих терактов, в том числе в «Домодедово» в 2011 г. (погибли 37 человек), говорится в письме. Сплошной досмотр на входах в терминалы непродуктивен с точки зрения противодействия терактам: очереди (которые в пиковые периоды могут быть большими) представляют идеальную мишень для злоумышленников, пишет Янковек. Даже в аэропорту Тель-Авива «Бен-Гурион», который повсеместно приводится как образец безопасности, нет досмотра на входах в терминалы, напоминает он: вместо этого израильские власти используют комплексный подход, включающий сбор разведданных, распознавание номеров машин, камеры видеонаблюдения, минно-розыскных собак, анализ поведения и патрулирование территории.

После атаки на аэропорт Брюсселя 22 марта Еврокомиссия не стала рекомендовать ввести досмотр на входы в терминалы на уровне законодательства Евросоюза как раз потому, что такая мера создаст уязвимые места, пишет Янковек.

«В России обязательный сплошной досмотр на входах в терминалы введен в 2011 г. после теракта в «Домодедово», сейчас эта тема возникла в связи с аэропортом Брюсселя: подобное письмо мы отправили бельгийским властям, так как в Бельгии тоже осуществляется систематический досмотр на входах и это вредит безопасности», - объяснил Янковек.

Как проходит досмотр в Европе

"Во многих странах Европы отсутствует досмотр на входе в аэропорт, однако охрану объекта осуществляет полицейский орган, гражданская гвардия (Испания), авиатранспортная жандармерия (Франция). При этом после теракта в аэропорту Брюсселя 22 марта текущего года, страны Евросоюза рассматривают введение тотального досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, на входе в аэропорт. Однако ACI Europe подчеркивает, что ужесточение требований к досмотру может создать новую уязвимость для системы безопасности аэропорта (скопление людей при входе в аэровокзалы)", - рассказала представитель «Внуково».

В письме Медведеву он также призывает, чтобы безопасность в зонах общего доступа обеспечивали и несли за нее ответственность силовые структуры, а не операторы аэропортов. «Зоны общего доступа, в отличие от контролируемых зон аэропорта, - это публичные пространства, они не должны подпадать под требования авиационной безопасности, а должны регулироваться общими требованиями правопорядка, который обеспечивают уполномоченные компетентные органы», - пишет Янковек. Этой политике следуют в Европе, Россия составляет примечательное исключение, что аномально и говорит об отказе РФ выполнять обязанности государства, резюмирует он.

В ACI Europe входят свыше 500 аэропортов в 45 странах, это единственное объединение аэропортов европейского масштаба. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова от комментариев отказалась, посоветовав обратиться к курирующему авиатранспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Представитель Дворковича сказала, что письма ACI Europe не видела.

«У нас нет никаких способов обязать какое-либо правительство соответствовать международным стандартам безопасности. Россия - суверенное государство и сама решает, что происходит в ее аэропортах. Наше письмо - это рекомендация», - говорит Янковек.

Рекомендация не возлагать ответственность за безопасность в зонах общего доступа на операторов не связана с уголовным преследованием владельца и сотрудников «Домодедово», хотя это связанные темы, добавляет Янковек: «Мы не вмешиваемся в уголовное дело, просто формулируем свою позицию по безопасности, основанную на лучших мировых практиках».

Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик и три сотрудника аэропорта (действующий и двое бывших) обвиняются по ст. 238 УК («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). По версии следствия, они в 2010 г. ввели новую технологию досмотра, которая повысила уязвимость аэропорта и позволила смертнику проникнуть в терминал. Все обвиняемые вину не признают. Генпрокуратура считает уголовное дело незаконным и требовала от СК РФ его прекратить, но расследование продолжается.

Минтранс в 2011 г. своим приказом четко регламентировал среднее время, необходимое для обслуживания пассажиров в аэровокзале, и пропускную способность одного пункта досмотра, это позволяет избегать очередей на входе в терминалы в пиковые нагрузки за счет увеличения сотрудников службы авиационной безопасности и количества необходимого досмотрового оборудования, говорит представитель «Внуково».

Позиция российского законодательства однозначна, и «Внуково» полностью ее поддерживает: 100% досмотр необходим, добавила представитель аэропорта. Во «Внуково», по ее словам, достаточно действующих входных групп, чтобы избежать очередей, при значительном росте пассажиропотока их количество может быть увеличено.

Представители «Домодедово» и «Аэропортов регионов» (включает четыре действующих аэропорта) вопросы безопасности комментировать отказались.