Авиакомпаниям не придется устанавливать видеокамеры до 2019 года

Требования по безопасности смягчат: системы видеонаблюдения понадобятся не ранее чем через три года и только на новых судах
Системы видеонаблюдения могут появиться на новых самолетах только через три года
Системы видеонаблюдения могут появиться на новых самолетах только через три года / Марина Лысцева / ТАСС

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий перенос требований к авиакомпаниям оборудовать воздушные суда системами видеонаблюдения и аппаратурой для передачи изображения в режиме реального времени на 1 января 2019 г., есть и другое смягчение: требования будут распространяться только на получаемые новые суда, сообщил «Ведомостям» представитель Минтранса. Кто разработал законопроект, он не уточнил.

Новые самолеты были в портфеле заказов только у «Аэрофлота», в этом году пять Airbus семейства neo заказала входящая в S7 авиакомпания «Сибирь». Смягченные требования ставят перевозчиков в неравные условия и заведомо дестимулируют приобретать новые суда – они и так дороже, еще придется платить за их переоборудование и нести огромные расходы на онлайн-трансляцию, говорит человек, близкий к «Аэрофлоту».

Требования введены приказом Минтранса еще в 2011 г., а ответственность за их невыполнение появилась в 2014 г. после внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс (см. врез), уточнили в пресс-службе. В этом году Ространснадзор выдал предписания об устранении нарушений приказа нескольким авиакомпаниям, в том числе S7 Airlines, рассказывал главный юрисконсульт последней Алексей Аксенов и подтвердил представитель Минтранса. Ранее Ространснадзор лояльно относился к невыполнению этих требований, но в этом году начались санкции, рассказал менеджер российской авиакомпании.

«Для одного самолета видеооборудование обойдется в $175 000–195 000, аппаратура для онлайн-трансляции – в $400 000–500 000 без учета расходов на его сертификацию и на согласование с лизинговой компанией изменений в конструкции самолета», – говорилось в презентации S7.

Требования абсурдны, таких нет ни в одной стране, передача картинки на землю никак не поможет предотвратить теракт, говорили менеджеры нескольких компаний. «Будем до последнего добиваться их полной отмены, если не получится – придется как-то выполнять», – сказал один из собеседников. В Минтрансе регулярно проходят совещания, связанные с выполнением этого приказа, в них участвуют представители авиакомпаний и аэропортов, производители техники, рассказывает представитель министерства, но не уточняет, возможна ли полная отмена требований. Приказ разработан с участием ФСБ, говорил замруководителя Ространснадзора Владимир Черток.

По всей строгости

За нарушение транспортной безопасности авиакомпания может быть оштрафована на 50 000–200 000 руб., повторно – на 200 000–500 000 руб. с возможностью приостановки деятельности на срок до 90 суток. Возможна уголовная ответственность с лишением свободы на 5–8 лет, говорилось в презентации S7 на заседании подкомиссии РСПП по авиатранспорту 20 апреля.

«Требования писались людьми, очень далекими от авиации, сейчас они невыполнимы даже не по причине материальных затрат. Согласование изменений в конструкции судов с производителями и лизингодателями займет полгода-год и даже больше. Международные лизинговые компании на такие изменения не пойдут, пока их не одобрит ассамблея ICAO (Международная организация гражданской авиации), иначе такой самолет, кроме России, нельзя будет никуда поставить. Сейчас на это дается время», – сказал председатель Экспертного совета в области гражданской авиации Михаил Терещенко.

Разумнее требования было бы отменить совсем, хотя теоретически можно представить ситуацию, когда видеокартинка помогла бы если не помешать теракту, то понять, что произошло с самолетом при утере с ним связи, как это случилось в марте 2014 г. с Boeing Malaysia Airlines (пропал над Андаманским морем), рассуждает глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Возможно, к 2019 г. аппетиты силовиков придут в соответствие с реальностью, меры защиты надо соизмерять с их стоимостью: расходы на трафик и центры по обработке таких массивов данных перечеркнут все усилия правительства по повышению доступности авиаперевозок», – сказал эксперт.