Выручка ГК «Мегаполис» в 2015 году увеличилась благодаря росту акцизов и цен на сигареты

При этом продажи в натуральном выражении снизились на 7%
«Мегаполис» – эксклюзивный поставщик продукции крупнейших транснациональных табачных компаний/ Е. Разумный/ Ведомости

Выручка Megapolis Distri­bution B.V., головной структуры крупнейшего в России дистрибутора сигарет – ГК «Мегаполис», выросла на 14,4% год к году до 580 млрд руб., прибыль – на 7,8% до 13,7 млрд руб. Это следует из аудированной финансовой отчетности компании по МСФО за 2015 г. Продажи табачной продукции, на которую приходится 93% общей выручки, увеличились на 15,4%.

«Мегаполис» – эксклюзивный поставщик продукции крупнейших транснациональных табачных компаний – Japan Tobacco International (JTI; Winston, Camel), Philip Morris International (PMI; Marlboro, Parliament) и Imperial Tobacco Group (Davidoff). По данным Nielsen, втроем они занимали 68,3% российского табачного рынка в 2015 г.

Megapolis Distribution, согласно отчетности, владеет 99,9994% в торговой компании «Мегаполис». 60% Megapolis Distribution через Megapolis Investment контролирует российский бизнесмен Игорь Кесаев (№ 35 по версии Forbes в 2015 г. с состоянием $2,4 млрд), еще по 20% у PMI и JTI. Два мировых табачных гиганта стали совладельцами дистрибутора в декабре 2013 г., заплатив за свои доли Кесаеву и его партнеру Сергею Кациеву суммарно $1,5 млрд.

Пиво тоже сокращается

Продажи не табачной продукции (пиво, энергетические напитки, чай, кофе, бакалея) выросли на 3,6%, а их доля в общей выручке группы сократилась на 1 п. п., следует из отчетности Megapolis Distribution. Снижение доли представитель «Мегаполиса» объясняет текущей экономической ситуацией, в том числе сокращением рынка пива, а также ростом выручки от реализации табачной продукции. Продажи Carlsberg Group (в нее входит пивоваренная компания «Балтика», продукцию которой продает «Мегаполис») в России сократились на 17% в 2015 г., сказано в отчетности датской группы за 2015 г.

Представитель «Мегаполиса» объясняет рост выручки компании за 2015 г. повышением акцизов, а также «общей индексацией цен». В начале 2015 г. минимальная ставка акциза на сигареты повышена с 1040 до 1330 руб. за 1000 штук.

Ставки сигаретных акцизов, по данным «БАТ-Россия», в 2015 г. выросли на 30%, средняя цена пачки – на 12–13 руб. до 68 руб. Розничные цены в России на сигареты в 2015 г. выросли примерно на 23%, заявлял во вторник финдиректор PMI Яцек Ольчак.

Сократил ли «Мегаполис» продажи сигарет в упаковках, в отчетности прямо не сказано: «Продажи в натуральном выражении снизились в 2015 г. на 7% год к году в результате высоких налогов, вызвавших повышение цен». Его представитель уверяет: речь об общем падении российского рынка, что стало следствием политики властей по регулированию оборота табачной продукции. По оценке PMI, российский рынок за 2015 г. сократился на 6,2% до 294,5 млрд штук.

В цене на дорогие сигареты доля налога относительно меньше, чем у дешевых, замечает сотрудник одной из табачных компаний. Соответственно, на прибыль могло повлиять снижение спроса на сигареты средней ценовой категории, продолжает он. Потребитель сокращает расходы и в нашем портфеле происходит смещение спроса в пользу дешевых сигарет, это общеотраслевой тренд, отмечал Ольчак.

На прибыль оказала эффект и программа работы с расходами, отметил представитель «Мегаполиса».

Другой крупный дистрибутор табачной продукции в России – группа компаний SNS, эксклюзивный партнер еще одной из крупнейших транснациональных табачных компаний, BAT (доля в России – 21,2%).

Представители JTI и PMI отказались от комментариев, представитель SNS на запрос не ответил.