Auchan расширил опционную программу для сотрудников в России
Это связано с реорганизацией бизнеса французской группыФранцузский ритейлер Auchan после реорганизации в конце 2015 г. российского бизнеса изменил опционную программу для местных сотрудников. Об этом «Ведомостям» рассказала директор по внешним коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Мария Курносова.
В России программа стартовала в 2010 г. Акции компании получили 13 000 работников ритейлера – менеджеры управляющей компании и сотрудники гипермаркетов «Ашан», общая стоимость бумаг – 522 млн руб., рассказывал тогда финансовый директор ритейлера Тьерри Леконт. Правда, им достались акции не самого российского юрлица Auchan, а люксембургского акционерного коммандитного товарищества Valauchan Rus. Этот фонд владеет по 2% компаний Meelaker, Tesseldjik и Sogepar, управлявших бизнесом Auchan в России (на бумаги трех компаний приходится 56% стоимости эмитента), миноритарным пакетом в головной компании Auchan (24% стоимости), а также управляет наличными средствами на депозитных счетах (20%), говорил Леконт. Весь российский бизнес Auchan для той опционной программы оценивался приблизительно в 29,2 млрд руб.
«С 2010 г. ритейлер распределил среди сотрудников 5,5 млрд руб. для покупки акций компании», – добавила Курносова. По ее словам, в 2010 г. стоимость одной акции Valauchan Rus составляла 51 руб., сейчас – 139,98 руб. Получается, за шесть лет стоимость российского бизнеса Auchan выросла на 171%.
Осенью 2015 г. Auchan реорганизовал российский бизнес, объединив в холдинг три автономных подразделения: торговое «Auchan Retail Россия» (в него входят гипермаркеты «Ашан», супермаркеты «Атак» и др.), банковское Oney Banque Accord и Immochan, специализирующееся на недвижимости. В связи с этим компания запустила новый фонд для новой опционной программы – ValRussie, рассказала Курносова, он рассчитан на сотрудников «Auchan Retail Россия» и Immochan.
В лидерах
Auchan – третий по выручке ритейлер в России, Infoline оценивало оборот компании за 2015 г. на уровне 409,9 млрд руб. с учетом сети супермаркетов «Атак». Доля рынка французской компании на российском рынке продуктового ритейла – 2,5%, согласно отчету X5 Retail Group за 2015 г. На конец 2015 г. ритейлер управлял 92 магазинами. Immochan, по данным Colliers International, – девятый среди крупнейших девелоперов торговой недвижимости Московского региона, где компания владеет торговыми центрами «Ашан-Марфино», «Тройка», «Гагаринский» общей арендопригодной площадью 155 000 кв. м.
В фонде ValRussie 40% стоимости приходится на глобальный холдинг Auchan, 40% – на его российский бизнес (торговля и недвижимость, см. врез) и 20% – наличные средства на депозитных счетах, пояснила Курносова. Акция нового фонда стоит 160 руб., добавила она.
Всего у французской компании в России работают 42 000 сотрудников, говорит Курносова, право на участие в программе акционирования ValRussie есть у 38 000 человек.
Подписка на акции нового фонда еще не закончена, поэтому сложно сказать, какая доля будет принадлежать сотрудникам, поясняет Курносова. «По опыту нашего французского подразделения, где программа акционирования работает с 1977 г., доля акций компании, принадлежащих сотрудникам, составляет 12–13%, остальное – у семьи Мюлье», – поясняет Курносова. В России прежний проект акционирования Valauchan Rus достаточно молодой и пакет акций у сотрудников незначителен, добавила она.
Акции, приобретенные до 2016 г., по словам Курносовой, остаются в фонде Valauchan Rus или могут быть разблокированы согласно правилам компании.
Подобные программы распространены среди крупных международных компаний, отмечает партнер Deloitte Егор Метелкин.
Так, в конце 2015 г. главный исполнительный директор Apple Тим Кук объявил о закупке новой программы для сотрудников, которая позволит «каждому, кто работает в Apple, получить возможность участвовать в программе поощрения акциями с ограниченными правами».
Как правило, в таких масштабных программах подразумевается небольшой размер опционов в сравнении с программами поощрения топ-менеджеров, замечает Метелкин. Такие масштабные программы имеют скорее мотивирующий характер и нацелены на привязку сотрудника к месту работы. «Они создают у сотрудников осознание причастности к работе фирмы», – полагает эксперт.