Продажи драгоценностей в Петербурге в 2015 году упали
В ассортименте магазинов становится больше дешевых ювелирных изделийВыручка ОАО «Русские самоцветы» за 2015 г. снизилась на 11,4% по сравнению с 2014 г. до 1,01 млрд руб., прибыль увеличилась на 5,7% до 4,1 млн руб., следует из отчетности по РСБУ. «Русские самоцветы» производят и прaодают продукцию через фирменную сеть (17 магазинов в России), а также через магазины других ритейлеров. Сказалось снижение покупательной способности населения, средний ценовой сегмент полностью ушел, объясняет гендиректор «Русских самоцветов» Сергей Докучаев. По его словам, уменьшился экспорт компании в страны, экономика которых зависит от цен на нефть, к примеру в Азербайджан, Казахстан. В Петербурге продажи остались на прошлогоднем уровне, но в Москве, где конкуренция жестче, и регионах компания почувствовала падение, говорит он.
Выручка АО «Ювелирная торговля Северо-Запада», управляющего сетью «Ювелирторг», уменьшилась в 2015 г. на 8,2% до 1,08 млрд руб., а прибыль – на 3,2% до 80,9 млн руб., следует из отчетности. В сети 54 магазина в России, из них 27 – в Петербурге.
У сети «Адамас» положительная динамика выручки, а по Петербургу, где у нее 10 магазинов, прирост составил 11%, это выше, чем в сравнимых по стилю потребления Москве и Екатеринбурге, передал через представителя операционный директор компании Дмитрий Баранов. По его словам, средний чек в Петербурге на 5% меньше московского. Жители Петербурга более рационально подходят к приобретению ювелирных украшений, заключает Баранов. Петербург показывает устойчивый спрос на натуральные бриллианты в сочетании с золотом и серебром, клиенты – жители города и туристы, передал через представителя директор флагманского салона «ЭПЛ. Якутские бриллианты» в Петербурге Константин Филатов. По его словам, в Петербурге гораздо чаще, чем в регионах, продаются дорогие эксклюзивные изделия и бриллианты без оправы. В городе развит частный рынок ювелирных услуг, добавляет он.
По данным JLL, в 2015 г. на основных торговых магистралях Петербурга закрылось 11 ювелирных магазинов, в качественных торговых центрах – 23, некоторые из освободившихся помещений заняли другие ювелирные сети. В I квартале открылись магазины Sunlight в ТРК «Питер-Радуга» и «Европолис», новые помещения активно ищут Московский ювелирный завод, «Бронницкий ювелир» , говорит руководитель отдела торговых площадей JLL в Петербурге Анастасия Балмочных. Ювелирные сети рассматривают помещения 50–100 кв. м в основном в торговых центрах с арендой до 3000 руб. за 1 кв. м в месяц, говорит вице-президент АРИН Екатерина Лапина. Общее число ювелирных магазинов снижается, отмечает Докучаев, добавляя, что планов сокращать сеть у «Русских самоцветов» пока нет. По словам Баранова, «Адамас» не планирует масштабного развития в Петербурге. В 2015 г. региональная сеть «ЭПЛ. Якутские бриллианты» закрывала убыточные салоны, открывались новые, благодаря релокации среднемесячная выручка магазинов выросла вдвое, а операционная прибыль – в 2–2,5 раза, говорит Филатов. Планируется открыть еще один-два салона в Петербурге, добавляет он.
Продажи «Русских самоцветов» в I квартале, по словам Докучаева, выросли после переключения на дешевую продукцию и увеличения отсрочки платежа для поставщиков. Производители начали вместо изделий из золота выпускать украшения из серебра, в ассортименте появились облегченные изделия из золота, а природные камни стали заменять на синтетические аналоги, рассказывает гендиректор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
По данным Euromonitor, ювелирный рынок в России в 2015 г. увеличился на 0,8% до 315,2 млрд руб. в денежном выражении, но в штуках сократился на 14,9% до 76 млн шт. Уткин оценивает российский рынок в 160–180 млрд руб., долю Петербурга – около 15%.
По данным Петростата, количество произведенных в Петербурге ювелирных изделий в 2015 г. сократилось на 18,4% до 1,1 млн шт.