Группа «Аэрофлот» возвращается на туристический рынок
Авиакомпания «Россия» собирается перевезти в этом году 2 млн туристовАвиакомпания «Россия» в этом году планирует перевезти по чартерной программе около 2 млн пассажиров, из них примерно 15–20% – на российские курорты, сообщил представитель «Аэрофлота». Программа предусматривает перевозки в первую очередь по курортным направлениям как чартерными, так и регулярными рейсами, «Россия» заключила соглашение на срок более двух лет с туроператором «Библио глобус», рассказал собеседник.
Соглашение предусматривает использование для перевозок туроператора 13 самолетов из парка «России», говорится на сайте «Библио глобуса». Это восемь среднемагистральных Boeing 737 и пять дальнемагистральных Boeing 747, уточнил представитель «Аэрофлота». «Заявок от других туроператоров в сопоставимом объеме «Россия» не получала, в России нет туроператоров, готовых взять обязательства реализовать туристические пакеты в таком объеме», – объясняет представитель «Аэрофлота».
«Библио глобус» был ключевым партнером «Трансаэро», которая лидировала по чартерным перевозкам. Партнерство с «Россией» закономерно: именно «Аэрофлот» перевозил пассажиров «Трансаэро», а для туристов с путевками «Библио глобуса» выделял три самолета из парка своей «дочки». По сути, самолеты сдаются туроператору в «мокрый» лизинг (аренда вместе с экипажем), что гарантирует загрузку емкостей», – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
Направления «Библио глобуса»
Российские курорты Крым, Сочи, Анапа и Геленджик, а также Кипр, Греция, Болгария, Черногория, Хорватия, Чехия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Тунис, ОАЭ, Израиль, Таиланд, Доминиканская Республика, Индия, Вьетнам, Шри-Ланка, Куба, Мексика, Мальдивы, Ямайка, Индонезия, Сейшелы.
«Аэрофлот» ушел из туристического сегмента в начале 2000-х, посчитав его невыгодным и низкомаржинальным. Его «дочка» Orenair прекратила чартерные перевозки в 2012–2013 гг. после того, как лишилась партнерства с турецкими туроператорами. В прошлом году количество чартерных пассажиров группы было пренебрежимо мало», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Чартерные перевозки группы будут расти за счет «России», отмечает представитель «Аэрофлота», но не уточняет, сколько чартерных пассажиров было в прошлом году.
«Трансаэро» в 2014 г. из 13,2 млн своих пассажиров 2,8 млн перевезла чартерами, за 2015 г. (прекратила полеты 26 октября) данных нет. По программам с туроператорами она перевозила до 50% своих пассажиров, добавляет Горин. В прошлом году специализирующаяся на чартерах Nordwind перевезла 2,6 млн человек, в этом году лидирует «Азур эйр» – 210 000 за январь – февраль.
В этом году «Россия» (присоединяет другие «дочки» «Аэрофлота» – Orenair и «Донавиа») перевезет 10 млн человек, сообщала пресс-служба «Аэрофлота». В 2015 г. три компании перевезли 8,6 млн пассажиров.
«Россия» получила значительную часть международных назначений «Трансаэро», если бы не соглашение с ней, то «Библио глобусу» пришлось бы дробить свой поток клиентов на большое количество более мелких партнеров», – говорит Горин. Продажи блоков туроператорам низкомаржинальны. Авиакомпании продают блоки мест туроператорам с минимальной маржей, а часто с нулевой или отрицательной маржей, чтобы загрузить емкости, планируя покрыть убытки за счет регулярных перевозок, говорит Рыбак.
«Для «России» ищутся ниши, в которых она не конкурировала бы с премиальным продуктом самого «Аэрофлота», и туристические перевозки – одна из них, они позволят загрузить ее плохонький и разнородный флот», – заключает Рыбак. Представитель «Библио глобуса» на запрос не ответил.