Число стартапов, выращивающих овощи на крышах зданий, растет
Но бизнес сталкивается со специфическими проблемамиКомпания BrightFarms 10 месяцев собирала необходимые разрешительные документы, чтобы открыть «зеленую» плантацию в Вашингтоне, но в прошлом году была вынуждена отказаться от проекта. Ранее потерпел неудачу ее аналогичный проект в нью-йоркском Бруклине. Другая компания, FarmedHere, устроившая ферму на крыше заброшенного предприятия вблизи Чикаго, в августе решила на полгода приостановить работу, чтобы скорректировать стратегию. Компания возобновила бизнес в феврале, отказавшись от технологий, основанных на концепции аквапоники с удобрениями из отходов рыбного производства, и предпочтя обычные органические удобрения.
Пол Лайтфут, гендиректор BrightFarms, признает: создание огородов на крышах – «глупая затея, сопряженная с высокими затратами и чрезмерно долгим сбором всевозможных разрешений». Поначалу BrightFarms удалось привлечь $25 млн в акционерный капитал и проектное финансирование еще на $15 млн, но теперь компания переключилась на овощеводство исключительно за пределами городов. «Бизнес растет очень медленно, а деньги инвесторов расходуются», – сетует Лайтфут. Плантация, которую BrightFarms в конце концов организовала в сельской местности в Виргинии, обошлась ей в $8,5 млн, вашингтонская ферма стоила бы на 20% дороже. Поддерживаемые венчурным капиталом фермерские стартапы рассчитывают, что выращивание салата и другой зелени на крышах будет обеспечивать урожай практически круглый год, позволив к тому же сократить долю порченого товара и транспортные расходы.
Gotham Greens Farms, основанная в 2009 г., привлекла финансирование на $30 млн и сейчас ежегодно продает ресторанам и магазинам более 20 млн пучков салата и другой зелени. У нее четыре плантации на крышах зданий, в том числе на бывшем заводе по производству игрушек в нью-йоркском районе Куинс.
Высокотехнологичные городские овощеводческие хозяйства могут потребовать многомиллионных инвестиций и значительных научных ресурсов. «Технологии играют здесь огромную роль», – говорит Дэвид Розенберг, генеральный директор AeroFarms, действующей в Нью-Джерси и владеющей городской коммерческой плантацией, а также опытным исследовательским предприятием и фермой в городской школе. Общий объем привлеченного AeroFarms финансирования превышает $70 млн. Компания пока не стала прибыльной, но ожидается, что денежный поток каждого из ее предприятий станет положительным в течение года.
Фермерские стартапы стараются выращивать продукты с более коротким циклом роста. Бруклинская Edenworks производит салат, для созревания которого требуется не более трех недель, тогда как в традиционных хозяйствах цикл составляет не менее четырех. Но для успешной деятельности Edenworks нужны и другие резервы экономии. Компания планирует на своих новых предприятиях сократить затраты более чем вдвое за счет полной автоматизации сева, полива, упаковки и маркировки.
Перевел Александр Силонов