Пассажиропоток российских авиакомпаний в I квартале упал на 3%
Но перевозки у крупных компаний увеличились после ухода с рынка «Трансаэро»Российские авиакомпании в марте перевезли 5,78 млн пассажиров, что на 3,4% меньше, чем годом ранее, перевозки в I квартале составили 16,48 млн человек (-3%), рассказал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.
В феврале пассажиропоток отечественных авиакомпаний был 5,12 млн (+0,2%) – это первый более чем за полгода рост рынка месяц к месяцу, сообщала Росавиация. «Рост в феврале объясняется високосным годом, отправка пассажиров увеличилась ровно на суточный объем, без 29-го дня было бы падение», – говорит Тасун.
При том что рынок падает, квартальные показатели всех лидеров выросли, продолжает он: «Аэрофлот» перевез 6,2 млн человек (+13,9%), «Сибирь» (входит в S7) – 1,96 млн (+25,9%), «Ютэйр» – 1,2 млн (+15%), «Уральские авиалинии» – 1 млн (+17%), лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») – 950 000 (почти трехкратный рост). «Никаких новых пассажиров не появилось, идет перераспределение клиентов ушедшей с рынка «Трансаэро», они переходят прежде всего к крупным авиакомпаниям, имеющим развитую маршрутную сеть», – объясняет Тасун.
Далеко не летают
Пассажирооборот падает быстрее пассажиропотока: в I квартале он сократился на 8,6% по сравнению с январем – мартом 2015 г. – до 40,3 млрд пассажиро-километров, это свидетельствует о том, что люди отказываются от длинных, более дорогих рейсов, говорит Тасун.
«Во II квартале мы вырастем примерно на 12–13%, несмотря на то что падение на рынке все-таки ощущаем», – сказал во вторник гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на коллегии Минтранса. «Рост пассажиропотока в 2016 г. связан с открытием новых рейсов, с увеличением частоты полетов по ряду направлений. Также определенный рост мы наблюдаем после перехода на новую гибкую систему тарифов [безбагажные]. Ожидаем, что рост сохранится по итогам всего года», – говорит представитель S7 Анна Бажина.
«Рост объемов перевозок «Ютэйр» свидетельствует об успешности выбранной стратегии <...> Благодаря оптимизации флота маршрутная сеть и парк «Ютэйр» полностью сбалансированы, что позволяет нам в большей степени сконцентрировать усилия на повышении эффективности текущих бизнес-процессов и качества сервисов», – приводит пресс-служба слова президента «Ютэйр – пассажирские авиалинии» Алексея Будника. С декабря прошлого года «Ютэйр» также постепенно вводила на своих рейсах безбагажные тарифы, что, по словам коммерческого директора Павла Пермякова, позволило поддержать загрузку кресел. Представитель «Уральских авиалиний» на запрос не ответил.
«Снижение будет продолжаться, никаких признаков восстановления и роста нет. Цены на авиабилеты неизбежно вырастут, так как авиакомпании не смогут долго держать такие низкие тарифы, ведь все их затраты растут, – и вслед за этим снизится спрос на авиаперевозки», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. По году сокращение перевозок составит 7–10%, оценивает он.
В I квартале 2015 г. средняя цена билета внутри России по бланкам Транспортной клиринговой палаты (ТКП) без учета «Аэрофлота» составляла 6352 руб., в I квартале 2016 г. – всего 6054 руб., рассказал Тасун. Инфляция в прошлом году составила 12,9%. Через ТКП продается примерно 20–30% билетов российских перевозчиков, говорит директор по коммуникациям агентства Andgo.travel Константин Парфененок.