Boeing ведет переговоры о продаже самолетов Ирану

Сделка может проложить путь в Иран другим американским компаниям
Ирану нужно радикально обновить авиапарк; сделку с Airbus о покупке 118 самолетов он уже заключил, теперь ведет переговоры с Boeing
Ирану нужно радикально обновить авиапарк; сделку с Airbus о покупке 118 самолетов он уже заключил, теперь ведет переговоры с Boeing / М. Стулов / Ведомости

Авиакорпорация Boeing объявила о начале предварительных переговоров в Тегеране с иранскими авиакомпаниями по поводу возможной продажи и последующего обслуживания самолетов. Достижение договоренности может стать первым шагом по возвращению компаний из США на рынок Ирана с тех пор, как в январе начался процесс отмены западных санкций благодаря соглашению об ограничении ядерной программы страны.

Как отметил представитель Boeing, переговоры ведутся с одобренными правительством США авиакомпаниями, и никаких официальных соглашений заключено не было. Для поставки самолетов потребуется дополнительное разрешение Вашингтона.

Иран, стремящийся восстановить связи с западным бизнесом, уже подписал несколько соглашений с компаниями из Европы. Компании из США пока не достигли такого прогресса, но американские чиновники отмечают рост их интереса к иранскому рынку в тех отраслях, где это разрешено (США сохраняют ряд односторонних санкций против Ирана). Так, ранее в этом году Тегеран с деловыми целями посетил руководитель нефтегазового бизнеса General Electric Лоренцо Симонелли. Возможная сделка с Boeing может стать сигналом о начале нормализации торговых отношений между США и Ираном и побудить другие компании последовать за ведущим американским транснациональным производителем.

Сейчас в Иране во многом используется авиационная техника 1960-х и 1970-х гг. Из-за санкций, введенных еще после Исламской революции 1979 г., у страны теперь один из самых старых авиапарков в мире. Чтобы заменить самолеты, многие из которых старше 25 лет, Тегеран планирует приобрести по меньшей мере 400 новых бортов в ближайшие годы, говорили иранские чиновники.

С населением более 80 млн человек и повышенным спросом на путешествия после многих лет изоляции Иран представляет собой один из немногих крупных неосвоенных рынков для авиапроизводителей. В январе страна продемонстрировала свою привлекательность для западных компаний, объявив о покупке 118 самолетов у Airbus. Их совокупная каталожная стоимость составляет $27 млрд, но условия сделки еще окончательно не определены, и часто покупатели получают скидки.

Программы вооружения Ирана по-прежнему беспокоят Запад. Поэтому, в отличие от крупных авиационных соглашений в других странах, разговоры пока ведутся о продаже самолетов, а не о передаче технологий для налаживания местного производства компонентов.

Boeing получила разрешение на переговоры с иранскими авиакомпаниями в феврале. Ни одна из сторон не раскрыла, о каких конкретно моделях самолетов идет речь. Но один иранский чиновник сообщил про желание приобрести узкофюзеляжные Boeing 737 и широкофюзеляжные Boeing 777 для дальних перелетов. На переговоры в Тегеран, в том числе с крупнейшим местным авиаперевозчиком Iran Air, отправлялись не более 10 сотрудников Boeing, рассказал человек, знакомый с ситуацией. По его словам, в делегации были люди, которые ведут переговоры с другими ближневосточными компаниями, например Emirates Airline и Qatar Airways. Но среди них не было Марти Бентротта, вице-президента Boeing по продажам на Ближнем Востоке, в России и Центральной Азии. На встречах обсуждались такие технические аспекты, как конфигурации кабин и расход топлива.

Iran Air отметила, что встреча была «плодотворной и информативной для обеих сторон после долгого перерыва», но не раскрыла обсуждаемые детали.

Boeing заняла осторожную позицию, чтобы не превысить полномочия, полученные благодаря соглашению об ограничении ядерной программы Ирана. «Если какие-либо соглашения будут достигнуты, они будут зависеть от одобрения правительства США», - заявила компания.

Республиканцы резко раскритиковали действия Boeing, заявив, что сотрудничество компании с Ираном увеличит его военный потенциал и еще сильнее ослабит международные санкции против него. Как заявил представитель сенатора Теда Круза, претендующего на участие в президентских выборах, тот попросит администрацию президента США официально выступить против любой сделки по продаже самолетов Boieng в Иран.

Остаются и другие препятствия. Для покупки самолетов Ирану необходимо снова получить доступ в мировую финансовую систему. Пока многие крупные западные банки не хотят предоставлять займы Ирану из опасений нарушить валютные ограничения США. Поэтому иранские чиновники в последние месяцы жаловались, что смягчение международных санкций не принесло ожидаемого эффекта из-за сохраняющихся финансовых ограничений США.

Гарантии для экспорта в Иран (причем любой продукции) не может предоставить и Экспортно-импортный банк США (Ex-Im Bank), пока страна находится в списке спонсоров терроризма Госдепартамента США. В марте в телеинтервью Bloomberg это подтвердил председатель Ex-Im Bank Фред Хохберг. Это отличается от позиции Европы, где, например, представитель британского экспортно-кредитного ведомства в январе заявил, что его организация «открыта для сотрудничества» с Ираном.

Некоторые иранские компании остаются под санкциями США из-за предположительных связей с террористами. В марте минфин США ввел новые санкции против компаний из Великобритании и ОАЭ, которые якобы действовали от лица иранской Mahan Air. В 2011 г. эта авиакомпания попала под санкции по обвинениям в контрабанде оружия для Корпуса стражей Исламской революции.

Перевел Алексей Невельский