Среди топ-10 ритейлеров России появилась еще одна зарубежная сеть

Германская Globus впервые попала в число лидеров
Россия — один из ключевых рынков для германской Globus
Россия — один из ключевых рынков для германской Globus / М. Стулов / Ведомости

«Глобус» в России «осторожно оптимистичен» и видит «хорошие возможности» для роста, сообщила группа. Открытие следующего гипермаркета в России компания согласно ее материалам наметила на конец 2016 г. в Одинцове.

Германская группа Globus, управляющая одноименными гипермаркетами, нарастила выручку в России на 26% до 42,5 млрд руб. за первое полугодие 2015/16 финансового года (закончилось 31 декабря 2015 г.), отчитался ритейлер.

Продажи «Глобуса» в России за январь – июнь 2015 г. составили около 511 млн евро, следует из материалов компании. Таким образом, за календарный 2015 год продажи германской сети составили около 75,2 млрд руб. (при среднем номинальном курсе ЦБ 63,99 руб./евро в первом полугодии 2015 г.).

Такие результаты позволили германской компании впервые попасть в десятку лидеров по торговле продовольственными товарами в России, свидетельствуют данные Infoline (подробнее см. график).

Сейчас у Globus всего в мире 46 гипермаркетов, из них 11 в России, а именно в Москве, Владимире, Рязани, Ярославле, Твери, Туле и др. Помимо гипермаркетов группа управляет магазинами товаров для дома и ремонта, сетью по продаже техники и электроники и проч. Выручка группы в июле – декабре 2015 г. составила 3,64 млрд евро.

Для Globus Россия – одно из наиболее активных направлений экспансии. Ранее в марте российское подразделение группы – «Гиперглобус» – объявило о планах инвестировать около 9 млрд руб. в строительство ритейл-парка в подмосковном Пушкине до 2020 г. Общая площадь застройки превышает 120 000 кв. м (там же в конце 2015 г. открылся гипермаркет компании).

Сама компания объясняет результаты тем, что ее новый гипермаркет в Пушкине стал «самым успешным почти за десятилетнюю историю компании в России», а также работой с ассортиментом свежих и местных товаров. При этом, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, германская группа не заметила существенных изменений в покупательских привычках.

«Глобус» столкнулся в последние годы с теми же проблемами, что и другие сети гипермаркетов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: это падение продаж непродовольственных товаров, обострение конкурентной борьбы. Но особенность бизнеса «Глобуса» – очень высокая доля в выручке товаров собственного производства, в первую очередь собственной кулинарии, рассуждает эксперт: каждый гипермаркет сети – «полноценное пищевое производство».

У «Глобуса» самая высокая доля продукции собственного производства в выручке среди сетей гипермаркетов, добавляет Бурмистров: она составила около 26% в 2015 г. У гипермаркетов «Лента» доля собственного производства в продажах вчетверо меньше, у «Ашана» и Metro Cash & Carry – примерно в 8 раз, подсчитал эксперт. В итоге, по его словам, средний чек в «Глобусе» существенно выше, чем у конкурентов, – около 1700 руб. против, например, около 1400 руб. в гипермаркетах «Ашан» Московского региона.

В десятке крупнейших продовольственных ритейлеров в России три зарубежных ритейлера – сам «Глобус», а также «Ашан» и Metro Cash & Carry. В рейтинге мировых рынков розничной торговли, который составляет A.T. Kearney, в 2015 г. Россия потеряла 9 пунктов и опустилась на 21-е место по привлекательности для международных сетей. Среди причин – последствия кризиса, связанного с событиями на Украине, низкие цены нефти, девальвация, ускорение инфляции, отток капитала и падение покупательной способности, перечисляли аналитики A.T. Kearney.

«Ситуация в России остается сложной, так как экономика продолжает страдать от низких цен нефти, – предупреждала германская Metro в годовом отчете за 2014/15 г. – Впрочем, мы ожидаем, что тенденции в экономике России стабилизируются в 2015/16 финансовом году».

Представитель российского подразделения Globus на запрос «Ведомостей» не ответил.

Россия — один из ключевых рынков для германской Globus