Железнодорожные операторы заработают на старом парке
За списываемые в утиль вагоны можно получить десятки миллиардов рублейС августа 2014 г. в странах Таможенного союза ужесточена процедура продления срока службы вагонов. Теперь это можно делать только после модернизации и получения сертификата, что значительно дороже обычного ремонта. Только за последние пять месяцев 2014 г. по новым правилам было списано более 40 000 вагонов. В 2015–2017 гг. под списание подпадает более 300 000 вагонов, прогнозирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров (см. график). Почти половина – 160 000 – придется на этот год.
Небольшая часть подвижного состава продается в другие страны, но большая часть сдается на лом. Как оказалось, эта операция может принести операторам существенные деньги. За вагон можно получить около 200 000 руб., говорит Бурмистров. Такую же цифру дает и сотрудник одного из крупнейших операторов. Представитель Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину) утверждает, что с учетом разделки вагона и сохранения запчастей компания зарабатывает с вагона не более 80 000 руб. Получается, что все операторы могут получить только в этом году 12–32 млрд руб.
Но операторы надеются получить от правительства специальную утилизационную премию. В частности, об этом говорит представитель Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» РЖД) и сотрудник ПГК. Бурмистров уточняет, что, если правительство пойдет навстречу операторам и введет утилизационную премию, доход за вагон с учетом всех субсидий может достичь 500 000 руб. «Этого хватит для авансового платежа по приобретению нового вагона в лизинг», – указывает эксперт. Для сравнения: новый вагон стоит 1,5–1,7 млн руб. С премией доходы операторов в этом году возрастут до 80 млрд руб.
Крупнейшие списания в этом году предстоят ПГК – 53 000 вагонов, отмечает Бурмистров. ФГК спишет в этом году около 18 000 вагонов, в прошлом году было списано около 35 000, сказал представитель компании. Вырученные средства уже заложены в бюджет компании. ФГК купит 4000 вагонов в 2016 г., но при условии, что правительство введет утилизационную премию, говорит представитель.
Сейчас программу поддержки вагоностроения дорабатывает Минпромторг. В конце февраля НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ) просил Минпромторг и Минтранс внести в программу утилизационную премию. По расчетам совета, оптимальная премия – 150 000 руб. при списании одного вагона, 250 000 руб. – при списании двух, 300 000 руб. – при списании трех. В 2015 г. утилизационную премию в 130 000 руб. (сумма на этот год еще не установлена) можно было получить при списании старого вагона и приобретении нового. Федеральный чиновник и сотрудник одной из компаний-операторов говорят, что в конечный вариант документа, который будет передан правительству, компенсация за утилизацию не вошла.
Массовое списание вагонов приведет к 10%-ному росту предложения на рынке стального лома. 110 000 вагонов за вычетом колесных пар – это 2,3 млн т металлолома, подсчитал аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Всего за 2015 г. ломозаготовители приняли 22,7 млн т лома. Пик ломозаготовки за последние семь лет был в 2011 г. Тогда было произведено 25,2 млн т, отмечает Халиков. Но сильного падения цен на металлолом из-за списания старых вагонов ждать не стоит, уверен аналитик БКС Кирилл Чуйко. Ломозаготовительные компании будут отгружать излишки за рубеж, считает он. Один из крупнейших игроков на этом рынке – «Вторчермет НЛМК» – перерабатывает около 2,5 млн т лома в год. 110 000 вагонов профицита не создадут, уверен представитель НЛМК, мощностей для переработки достаточно. Во втором полугодии 2015 г. лом черных металлов дешевел из-за высокого предложения, однако в начале 2016 г. стоимость лома выросла вслед за падением национальной валюты, отмечает Халиков.