Пивоварня Budejovicky Budvar хочет получить монополию на бренд Budweiser Budvar

Но оспорить отказ в предоставлении правовой охраны на товарный знак ей пока не удалось
Пивоварня Budejovicky Budvar пытается получить охрану на бренд Budweiser Budvar. Правда, пока безуспешно
Пивоварня Budejovicky Budvar пытается получить охрану на бренд Budweiser Budvar. Правда, пока безуспешно / freeimages.com

Чешская государственная пивоварня Budejovicky Budvar не смогла оспорить в Роспатенте отказ в предоставлении правовой охраны на принадлежащий ей международный товарный знак Budweiser Budvar. Соответствующее заключение Роспатента размещено на сайте службы.

Этот товарный знак зарегистрирован в России за Budejovicky Bud­var еще с 1970-х гг., следует из базы Роспатента. Но так как товарный знак Budweiser Budvar имеет в своей части географическое наименование, а именно производную от чешского города Будеёвице, или Budweis по-немецки, где находится пивоварня, то как неохраняемый элемент он может быть частью другого товарного знака, поясняет адвокат МКА «Клишин и партнеры» Владимир Энтин.

С 2013 г. чешская пивоварня пыталась добиться эксклюзивного права на использование наименования Budweiser Budvar в России, но в конце 2014 г. Роспатент отказал заявителю. Служба аргументировала свою позицию именно тем, что Budweiser Budwar уже зарегистрирован в России как наименование места происхождения товара. То, что он зарегистрирован той же Budejovicky Budvar, не отменяет правила, указывает Энтин. Рос­патент, по его мнению, подошел к вопросу формально: служба посчитала, что в случае предоставления охраны на товарный знак, совпадающий с наименованием его места происхождения, могли бы быть нарушены права других производителей из Будеёвице, поясняет Энтин.

Географические наименования для принадлежащих пивоварне брендов зарегистрированы уже в 150 странах мира, сказано на сайте Budejovicky Budvar.

Сейчас Budejovicky Budvar может оспорить решение в Суде по интеллектуальным правам, отмечает Энтин, но придется доказать, что регион Budweiser Budvar ассоциируется у потребителей с одним-единственным производителем – Budejovicky Budvar. Для этого можно предоставить результаты социологического исследования, уточняет он.

Столетний спор

С 1911 г. Budejovicky Budvar пребывает в перманентном споре о бренде Budweiser с компанией Anheuser-Busch (сейчас – Anheuser-Busch InBev). С 2000 по 2009 г. завершено 115 судебных споров, из которых Budejovicky Budvar победила в 82, говорится на сайте чешской пивоварни. В результате в ряде стран Anheuser-Busch InBev, в том числе и в России, продает пиво под брендом Bud. Для Anheuser-Busch InBev решение Роспатента правовых последствий не несет, заверил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании Ораз Дурдыев.

Пивоварня Budejovicky Budvar изучает решение Роспатента и, «разумеется, предпримет законные действия для защиты своих прав», сообщил представитель компании. Хотя на ее импорт в Россию это решение никак не повлияет, уверяет он: «Мы по-прежнему владеем несколькими товарными знаками, включающими слово Budweiser. Импорту [решение Роспатента] не повредило».

По данным Euromonitor Inter­na­tio­nal, Budweiser не входит даже в первые полсотни наиболее популярных брендов в России. Однако среди импортных пивных марок он входит в тройку крупнейших после Spaten и Krusovice, уточняет сотрудник Московской пивоваренной компании (МПК), с которой у Budejovicky Budvar эксклюзивный импортный контракт. В 2015 г. МПК ввезла около 3 млн л Budweiser (5 млн л – в 2014 г., прогноз на 2016 г. – 4 млн л). Но пока этот товарный знак не получил полную правовую охрану, этим пользуются так называемые параллельные импортеры, не имеющие соответствующего соглашения с пивоварней, сетует собеседник «Ведомостей». Для таких известных брендов, как Budweiser, это очень существенные потери, утверждает он.

После двух лет роста продаж сегмент импортного пива в России в 2015 г. сократился на 11% в натуральном выражении и сейчас составляет около 1% от всего рынка пива, отмечает директор по работе с глобальными клиентами Nielsen Марина Лапенкова. Это в первую очередь обусловлено тем, что средняя цена на импортное пиво в 3 раза выше средней по категории, поясняет она. Тем более что локализованные в России премиальные марки дешевле на 20–60%, отмечает Лапенкова. Количество новых ввозимых брендов пива, по ее словам, сокращается: если сегодня на полках магазинов в течение месяца появляется около трех новых брендов, то в 2015 г. эта цифра была в 2 раза больше.

Если Budejovicky Budvar не сможет добиться правовой охраны на товарный знак Budweiser Budvar на территории России, то любая компания, зарегистрированная в этой местности, сможет продавать в России одноименное пиво, предупреждает Энтин, а если наоборот, то через таможенный реестр сможет запретить ввоз в Россию такого пива.

Пивоварня Budejovicky Budvar пытается получить охрану на бренд Budweiser Budvar. Правда, пока безуспешно