Чиновники хотят контролировать заказы госкомпаний на иностранных верфях
Для заказа дороже 1 млрд рублей надо будет получить согласие правительственной комиссииРоссийские чиновники не оставляют попытки реанимировать судостроительную отрасль. Совет безопасности поручил правительству скорректировать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы правительственная комиссия по импортозамещению согласовывала заказы госкомпаний на строительство судов и морской техники на сумму свыше 1 млрд руб. на иностранных верфях. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин (его слова передал «Интерфакс»). Вице-премьер отметил, что для других отраслей согласование начинается с 10 млрд руб.: «Специально такие изменения для судостроения, чтобы комиссия контролировала попытки вывода заказа за пределы России».
Новая мера поддержки судостроения должна принудить нефтегазовые компании заказывать технику в России, говорит менеджер российской верфи. Согласно прошлогодней презентации «Роснефти», ее потребность в судах и морской технике до 2030 г. – 212 шт., «Газпрома» – 27, «Лукойла» – 46, «Новатэка» – 40. Пресс-службы «Роснефти» и «Газпрома» не запросы не ответили. В этом году должно начаться производство на верфи «Звезда» в Приморском крае (контрольный пакет у СП «Роснефти» и Газпромбанка, миноритарный – у ОСК). Строительство первой очереди верфи оценивается в 78,2 млрд руб., из них 60 млрд руб. должен вложить «Роснефтегаз». «Роснефть» уже заказала ей два судна снабжения ледового класса за 23 млрд руб. и обязалась размещать заказы для шельфа.
«Можно говорить, что вводится контроль за локализацией инвестиций в обновление флота», – сказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Из-за девальвации рубля порог в 1 млрд руб. – это почти все виды судов, которые российские судовладельцы заказывали за границей, объясняет он: исключение – комплексная модернизация рыболовецких траулеров (примерно $8 млн, или 540 млн руб. по текущему курсу).
Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) поддерживает инициативы правительства. «Стимулирование судовладельцев к размещению заказов в пределах страны востребовано и актуально сейчас как никогда», – передал через пресс-службу президент ОСК Алексей Рахманов. ОСК на конец 2014 г. владела более 80% отечественных мощностей по проектированию и строительству гражданских судов. В 2014 и 2013 гг. российский рынок гражданского судостроения составил 1,19 трлн и 1,1 трлн руб. соответственно, но доля ОСК была всего 4,8 и 4,3% (данные ОСК, см. врез). Менеджер одной из российских верфей говорит, что в 2015 г. для российских заказчиков за рубежом было построено 71 судно, еще 218 строились.
Азиатский рынок
75% занимала Южная Корея на российском рынке гражданского судостроения в 2002–2014 гг., на втором месте с долей 8% – Китай, на третьем и четвертом соответственно Хорватия и Россия (5 и 4%), по данным ОСК
«Ключевая проблема отечественного гражданского судостроения – это низкое качество типовых проектных решений, отсутствие серийности», – отмечает Бурмистров. ОСК с момента создания в 2007 г. загружена гособоронзаказом, ей не нужно было в рыночных условиях улучшать качество продукции, плюс – по крайней мере до введения санкций – заказ техники за рубежом открывал доступ к дешевому финансированию, добавляет исполнительный директор Portnews Надежда Малышева. «ОСК делает все возможное для достойного исполнения гражданских заказов в последующие годы. Мы намерены уверенно конкурировать в определенных судостроительных нишах с верфями Европы и Азиатского региона», – говорит Рахманов.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия).