Туроператоры считают, что пик кризиса пройден
Слабые игроки ушли, а продажи растут благодаря внутреннему туризмуИндекс предпринимательской уверенности в сфере туризма за I квартал 2016 г. прибавил 12 процентных пунктов, достигнув значения -9% по сравнению с октябрем – декабрем 2015 г., сказано в обзоре Центра конъюнктурных исследований при Высшей школе экономики. В I квартале 2015 г. индекс составлял -25%.
«Начало текущего года не сопровождалось новыми неприятностями, и, возможно, по этой причине градус пессимизма респондентов заметно снизился», – приводятся в сообщении слова директора центра Георгия Остапковича. По его словам, 2015 год стал кризисным для туротрасли – тогда были закрыты наиболее популярные направления массового заграничного туризма – Египет и Турция.
«Бенефициарами краха зарубежного туризма», по мнению Остапковича, стали и санаторно-курортные учреждения: индекс предпринимательской уверенности в этом секторе оценен в 1% против -3% в IV квартале 2015 г.
Играет роль сезонный фактор: многие туроператоры с надеждой ждут приближение высокого летнего сезона, отмечает директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин. Кроме того, с рынка ушли слабые игроки и сильнейшие ожидают, что спрос распределится между ними, а стагнация пройдена, рассуждает он.
Добавляет оптимизма и рост спроса на внутрироссийские туры, раннее бронирование идет активно, говорит Толчин. Особенно заметно увеличение глубины продаж, отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Так, по подсчетам АТОР, уже в феврале 2016 г. было забронировано и оплачено на 20% летних туров больше, чем годом ранее. По предварительной оценке АТОР, в 2016 г. Краснодарский край примет, как и годом ранее, 14 млн туристов, Крым – 6 млн (4,6 млн человек). Заграничный отдых стал слишком дорог для россиян, говорит Толчин: по его оценкам, в 2016 г. за рубеж отправятся не более 6–7 млн туристов (в 2015 г. – 12,1 млн человек, по данным Российского союза туриндустрии).