«Арнест» избавился от украинского бизнеса
Крупнейший производитель аэрозолей в России продал в 2015 году дочернюю LTD «Арнест Украина»О продаже дистрибуторского бизнеса на Украине «Арнест» сообщил в отчетности за 2015 г. «За отчетный период произошла продажа 100% доли дочерней компании LTD «Арнест Украина». Прибыль от реализации доли в уставном капитале составила 33 000 руб.», – сказано в документе.
«Арнест» называет себя крупнейшим производителем парфюмерии и косметики в России и странах СНГ. Компания, как отмечается на ее сайте, производит по контракту продукцию для Henkel, Unilever, Beiersdorf и др., а также выпускает косметику и парфюмерию под собственными брендами: средства по уходу за волосами «Прелесть», товары для ухода за обувью «Дивидик» и др.
Представитель «Арнеста» отказался от комментариев, сославшись на коммерческую тайну. Представители бывшего украинского подразделения «Арнеста» на запрос «Ведомостей» не ответили.
Украина была для «Арнеста» основным экспортным рынком ближнего зарубежья, рассказывал в 2014 г. президент одноименной группы Алексей Сагал журналу «Эксперт Юг».
Падение продаж на Украине, «традиционно <...> одном из важных экспортных рынков», Сагал называл основной причиной «заметного замедления роста продаж», который группа ожидала в 2014 г. Бизнес-план предполагал рост оборота на 10% год к году, отмечал Сагал. В реальности за 2014 г. в основном из-за политической ситуации на Украине и осознанного сокращения поставок выручка «Арнеста» снизилась на 7,8% год к году до 4,6 млрд руб., сказано в годовом отчете компании.
«Мы потеряли Украину, там перестали покупать нашу косметику, сети перестали брать, потому что это российский товар», – говорил РБК в начале 2016 г. Андрей Трубников, основатель компании «Первое решение» («Рецепты бабушки Агафьи», Natura Siberica и другие бренды). Ей, по словам Трубникова, украинский рынок давал 15–20% выручки. Компания Трубникова решила вопрос, перенеся производство продукции для Украины в Эстонию.
В 2015 г. после продажи подразделения на Украине бизнес «Арнеста» вновь стал расти, следует из его отчета: выручка увеличилась до 5,5 млрд руб. (+32% год к году), чистая прибыль – почти вдвое до 174 677 руб.
Чистый рост
7,2% составил рост производства аэрозолей и средств для дезодорирования в России за 2015 г., согласно Росстату. На 1,5% выросло производство моющих средств, средств для ухода за кожей лица — на 26,7%, следует из данных статистики.
Другие крупнейшие производители косметики и парфюмерии в России также сообщали о росте в 2015 г. «Показатели в России были выдающимися», – радовался на телеконференции по итогам 2015 г. главный исполнительный директор Beiersdorf Штефан Хайденрайх. Выручка Beiersdorf в Восточной Европе увеличилась на 7,9% «во многом благодаря показателям в России, где выросли и обороты, и доля рынка [Beiersdorf]», пояснял он. Похожая динамика у Henkel: ее продажи выросли на 7,3% в Восточной Европе благодаря в том числе двузначному росту в России.
«В России, по последним оценкам, ситуация не столь плоха, как мы полагали: продажи идут довольно хорошо», – заявлял в феврале гендиректор Inter Parfums Жан Мадар.
Российский рынок косметики и парфюмерии сокращается: за январь – ноябрь 2015 г. – на 3,3–3,4% до $13 млрд, подсчитали аналитики Magram Market Research (данных за весь год у них пока нет). Лучше себя чувствует нижняя ценовая категория, которая, по данным Magram Market Research, выросла на 2,8%, средняя – снизилась на 15,2%, а товары массового спроса – на 10,5%.
В подготовке статьи участвовала Полина Гриценко.