Boeing 737-800 рухнул в Ростове-на-Дону. Пассажиры и экипаж погибли
Основные версии крушения – ошибка пилотов в сложных погодных условиях и техническая неисправность«В Ростове был сильный сдвиг ветра, т. е. изменение направления ветра в приземном слое по направлению и по скорости. У самолета может пропадать скорость, и он проваливается», – цитирует «Интерфакс» вице-президента ассоциации «Авиасоюз» Николая Карпова. «Аэропорт не был закрыт по погодным условиям, решение, уходить на запасной аэродром или садиться в аэропорту прибытия, принимает командир воздушного судна (КВС). Уход на запасной аэродром, конечно, означает более серьезные нарушения расписания и большие расходы авиакомпании. Логично, что КВС, имея достаточно топлива, дожидался улучшения погодных условий. Хотя они и не были особо сложными, к тому же о сдвиге ветра предупреждает специальная система и эта процедура отрабатывается на тренажерах», – рассуждает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Но русские летчики намного привычнее к тяжелым погодным условиям, чем европейские или ближневосточные, добавляет он. В Ростове за 20 и 15 минут до первого захода FZ981 на посадку успешно сели суда соответственно S7 и «Уральских авиалиний». Но самолет «Аэрофлота» часом позже после трех неудачных заходов все-таки улетел на запасной аэродром в Краснодар (данные Flightradar24 и отраслевого аналитического агентства Аviasafety).
Самолет Boeing 737-800 вместимостью до 189 кресел, выполнявший рейс FZ981 Дубай – Ростов-на-Дону, 19 марта в 03.42 мск упал в аэропорту Ростова-на-Дону, в 250–300 м от взлетно-посадочной полосы, погибло 55 пассажиров (из них 44 россиянина, 8 украинцев, 2 гражданина Индии и 1 – Узбекистана) и 7 членов экипажа (в его составе 1 россиянин). Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). В качестве основной версии рассматриваются ошибка пилотов в сложных метеоусловиях и техническая неисправность. Оба черных ящика в воскресенье были подготовлены к расшифровке, сообщил Межгосударственный авиационный комитет. Следственный комитет изучает действия оперативных служб Ростова-на-Дону, изымает летную документацию, допрашивает лиц, которые могли быть причастны к катастрофе, сообщил «Интерфаксу» представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
Компенсации
Выплаты по программе страхования ответственности перевозчика зависят от возраста, дохода и количества иждивенцев погибшего. Монреальская конвенция устанавливает их максимальный лимит примерно в $150 000, по российскому законодательству минимальный размер выплат – 2 млн руб., говорит начальник управления страхования космических и авиационных рисков «Ингосстраха» Вадим Семеньков.
После крушения аэропорт был закрыт. Первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков сказал, что аэропорт должен заработать с 9.00 21 марта (слова чиновника передал «Интерфакс»).
Пока эксперты обсуждают только первую версию трагедии. Главное управление МЧС по Ростовской области предупреждало, что 19–22 марта в Ростовской области будет дождь, переходящий в мокрый снег, сильный ветер с порывами до 22–27 м/с. 19 марта действовало штормовое предупреждение. Но, как заявил в интервью программе «Вести в субботу» министр транспорта Максим Соколов, в момент крушения Boeing аэропорт Ростова-на-Дону работал в штатном режиме, погодные условия позволяли осуществлять взлет и посадку самолетов. Представитель аэропорта на звонки не отвечал.
Boeing первый раз попытался зайти на посадку в 01.43 мск, экипаж не справился, увел судно на второй круг и два часа кружил над аэропортом, при втором заходе в 03.41 мск экипаж решил уйти еще на один круг, самолет начал набирать высоту, но потом стал падать, вертикальная скорость достигала 380 км/ч, сообщает ресурс Flightradar24.
Dubai Aviation Corporation (бренд Flydubai)
Лоукостер
Акционер – правительство Дубая (100%).
Выручка (2015 г., данные Bloomberg) – $1,3 млрд,
Прибыль – $27,4 млн.
Парк судов – 50 Boeing 737-800.
Гендиректор Flydubai Гаит Аль Гаит заявил, что «аэропорт Ростова был открыт и авиакомпания способна выполнить рейс <...> в противном случае самолет бы вообще не вылетел <...> мы не увидели ничего, что бы заставило рассматривать вариант запасного аэродрома» (цитаты по Bloomberg).
В 1996 г. Международная организация гражданской авиации признала «неспособность распознать экипажем необходимости ухода на второй круг и невыполнение этого маневра» основной причиной авиакатастроф, в среднем заход на посадку и посадка занимают 5% времени полета, но на этом этапе случается около 60% всех авиационных происшествий, указывает Аviasafety.
Соколов заявил, что перевозчик выплатит родственникам компенсации не по российским законам, а по Монреальской конвенции (см. врез). Правительство Ростовской области также намерено выплатить за погибших жителей области по 1 млн руб. их семьям.