Новый военный самолет Lockheed Martin сможет в шесть раз превысить скорость звука

На его создание уйдет менее $1 млрд, а эксплуатация может начаться в 2030-е годы, утверждает компания
Мэрилин Хьюсон, генеральный директор Lockheed Martin, рассказала о военно-технологических прорывах возглавляемой ею компании
Мэрилин Хьюсон, генеральный директор Lockheed Martin, рассказала о военно-технологических прорывах возглавляемой ею компании / Elijah Nouvelage / Reuters

Американская компания Lockheed Martin объявила, что находится на грани технологического прорыва, благодаря которому у США может появиться военный самолет, способный летать в шесть раз быстрее скорости звука. Также гендиректор Lockheed Мэрилин Хьюсон рассказала о работе над лазерным оружием и выразила оптимизм по поводу возможного увеличения оборонного бюджета США после его сокращения в последние годы.

Наибольшее внимание во время ежегодной встречи руководства компании со СМИ привлекли заявления Хьюсон об инновациях. По ее словам, благодаря ряду технологических достижений компания близка к воплощению в реальность идей, которые обсуждаются уже долгие годы. Так, сверхзвуковые самолеты могут позволить США достигать целей до того, как их оппоненты успеют среагировать. Но военные инженеры десятилетиями не могут создать необходимый гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. В нем сжигание топлива должно происходить в сверхзвуковом воздушном потоке, но остаются большие вопросы по поводу эффективности и надежности этой технологии.

Lockheed намерена доказать, что сверхзвуковые самолеты можно выпускать «по доступной цене», утверждает Хьюсон. «По нашим оценкам, потребуется менее $1 млрд на разработку, производство и демонстрационный полет [сверхзвукового самолета] размером с F-22», – сказала Хьюсон, имея в виду самый передовой американский истребитель F-22 Raptor, производимый совместно с Boeing.

Над созданием двигателя компания работает вместе с Aerojet Rocketdyne, рассказал Орландо Карвальо, руководитель авиационного подразделения Lockheed. По его словам, сейчас отмечается «гораздо более быстрый» прогресс, чем раньше, благодаря опыту Aerojet Rocketdyne в разработке двигателей и работе Lockheed в области авиаматериалов. «Тем не менее потребуется еще много работать, инвестировать и совершенствовать технологии», – признает Карвальо. По прогнозам Lockheed, работа над проектом продолжится в 2020-е гг., а эксплуатация сверхзвукового самолета может начаться в 2030-х гг.

Идея иметь сверхзвуковой самолет «чрезвычайно привлекательна» для военных стратегов, утверждает аналитик Teal Group Ричард Абулафия. Но неясно, будет ли самолет Lockheed надежным. Хьюсон настаивает, что его аэродинамическая конфигурация обеспечит стабильную работу с момента взлета до скорости, в шесть раз превышающей скорость звука.

Кроме того, Хьюсон рассказала об эксперименте с использованием лазерного оружия. На продемонстрированном слайде было показано, что оно прожгло дыру в капоте пикапа, какими нередко пользуются группы боевиков, выведя из строя его двигатель. Но, по ее словам, необходимо увеличить мощность лазерного оружия и уменьшить его массу. Кроме того, Lockheed разрабатывает боевую ракету, способную в 20 раз превышать скорость звука, сообщила Хьюсон.

Перевел Алексей Невельский