«Статус-групп» будет разливать водку на госпредприятии
После проверки и закрытия нескольких заводов в Кабардино-БалкарииПрава на бренды «Дроva» и «Калина красная» принадлежат самому «Росспиртпрому» (следует из базы Роспатента), а «Статус-групп» ими управляет (говорится на ее сайте). «Добрый медведь» – бренд самой «Статус-групп». Лицензии на розлив этих трех марок имелись, по данным Роспатента, у подмосковной компании «Родник и К», московского «Торгового дома «Медведь», липецкого «Кратоса», Ярославского ликеро-водочного завода (ЛВЗ), а также у ряда кабардино-балкарских заводов: «Атлантис», «Чегемский винпищепром», «Минерал плюс», «Алко-лайт», «Гермес Ника», «Орион», «Рус-алка», «Оникс», «Эверест», «Майский, «Антарес». У части последних в конце февраля – начале марта 2016 г. Росалкогольрегулирование приостановило лицензии в связи с «контрольными мероприятиями в республике». Это произошло после того, как в середине февраля ряд кабардино-балкарских ЛВЗ и московский офис «Статус-групп» обследовали сотрудники ФСБ и ФНС. Представитель ФНС сообщал об изъятии документов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Государственный «Татспиртпром» с апреля займется розливом водки трех марок – «Дроva», «Калина красная» и «Добрый медведь», дистрибутор которых – «Статус-групп». Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов, знает об этом и топ-менеджер другой крупной алкогольной компании. Ежемесячно, по словам Миннахметова, «Татспиртпром» планирует разливать под этими марками 200 000–250 000 дал. Всего в 2015 г. предприятие, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), произвело 8,6 млн дал алкоголя, т. е. в месяц с его конвейера выходило в среднем по 717 000 дал.
«Когда завод работает на 100%, это снижает все расходы» – так Миннахметов ответил на вопрос «Ведомостей» о возможных заработках «Татспиртпрома» благодаря контракту со «Статус-групп». В рознице, по его расчетам, «Добрый медведь» и «Калина красная» будут продаваться по 190–200 руб. за пол-литровую бутылку; в понедельник корреспондент «Ведомостей» обнаружил их в одном из сетевых магазинов по 185–188 руб. Пол-литра «Дроva» – водки более дорогой – стоили 380 руб.
Однако специализация «Статус-групп» – именно недорогие бренды: основная их часть продается по 185 руб. за пол-литровую бутылку (из которых 100 руб. – это акциз) – это минимальная разрешенная розничная цена. В приватных разговорах несколько топ-менеджеров крупных алкогольных компаний и розничных сетей уверяли «Ведомости», что у «Статус-групп» особые отношения с розницей: в отличие от конкурентов, компания не платит им ретро-бонусы. В 2015 г. «Статус-групп» занимала 18,4% рынка водки в натуральном выражении и 15,1% в денежном, сообщал РБК со ссылкой на данные Nielsen. В 2014 г. выручка ООО «Статус-групп», по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 18 млрд руб., чистая прибыль – 290,3 млн руб. (данных за 2015 г. еще нет). По оценке директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, в 2015 г. «Статус-групп» продала 11 млн дал водки – 16,9% всей легально произведенной в России. Владельцы «Статус-групп» не раскрываются. В октябре 2015 г. РБК высказал версию, что у истоков компании стоял экс-совладелец «Металлоинвеста» Василий Анисимов, однако представитель бизнесмена отрицал наличие у того каких-либо связей со «Статус-групп».
5% на двоих
«Добрый медведь» и «Калина красная» – самые продаваемые и быстрорастущие бренды «Статус-групп», свидетельствуют данные Nielsen и Росстата, которыми поделился с «Ведомостями» один из участников российского алкогольного рынка. На первый в январе – октябре 2015 г. приходилось 2,6% всех продаж водки в России в натуральных показателях (+1,3 п. п. год к году), на второй – 2,3% (+1,4%). Представитель Nielsen не прокомментировал эти цифры.
«Татспиртпром» – крупнейший производитель алкоголя в России: в 2015 г., по данным ЦИФРРА, он выпустил 13,4% ликероводочных изделий в стране. Кроме собственных брендов («Старая Казань», «Русская валюта», Tundra и т. д.) компания разливает алкогольные марки более 20 компаний – всего 113 наименований, говорится на ее сайте. Это, например, «Беленькая», «Государев заказ» (принадлежат «Синергии»), Nemiroff. Выполнял «Татспиртпром» и заказы «Статус-групп» – разливал водку «Старая марка», но тот лицензионный договор истек в 2015 г. и возобновлять его не планируется, говорит представитель «Татспиртпрома».
Лицензия Ярославского ЛВЗ была приостановлена еще в декабре 2015 г.
Где размещено производство этих марок сейчас, выяснить не удалось: вся водка под этими брендами, которую корреспондент «Ведомостей» нашел в сетевых магазинах, была разлита еще в 2015 г. По словам представителя «Дикси» Екатерины Куманиной, цены на эти марки в последнее время не менялись и уведомлений об изменении закупочных условий сеть не получала. В последние два месяца перебои с поставками были, говорит представитель Х5 Retail Group, но сейчас они стабильны, о повышении цен «Статус-групп» не предупреждала.
«Татспиртпром» – крупнейший производитель водки в Татарстане, на него приходится почти 100% ее производства и около 75% продаж в республике, говорит сотрудник крупного алкогольного холдинга. Цены в фирменных магазинах «Татспиртпрома», по словам Дробиза, близки к минимальной розничной – стартуют с 200 руб. Другим легальным производителям соревноваться с такими ценами непросто: чтобы не уйти в минус, им приходится брать за пол-литровую бутылку как минимум 230 руб. (с учетом 70 руб. торговых сборов), говорил «Ведомостям» вице-президент холдинга Roust Игорь Косарев.
Представитель «Татспиртпрома» утверждает, что у компании «равнозначные с другими производителями условия работы»: «Никакими дополнительными преференциями мы не обладаем». Представитель Госалкогольинспекции Татарстана перенаправил вопросы «Ведомостей» в республиканский минфин, запросы туда и в саму «Статус-групп» остались без ответа.