«Аэрофлот» переносит поставку 23 самолетов на 2–3 года
Авиаперевозки растут гораздо медленнее, чем ожидал перевозчикВ течение прошлого года «Аэрофлот» договорился, что поставка ему 20 Boeing 787 состоится в 2017–2019 гг., самолета Boeing 777 – в 2017 г., 21 Airbus 320 и 12 А321 – в 2017–2018 гг., еще в 2014 г. начало всех поставок планировалось на 2016 г., следует из отчетов компании. Из-за замедления темпов роста требуется сильнее отодвинуть сроки поставок, говорится в обновленной стратегии «Аэрофлота» (презентация есть у «Ведомостей»): 10 А320 и шесть А321 лучше получить только в 2019–2020 гг., поставку семи Boeing 737 надо перенести с 2017–2018 гг. на 2019–2020 гг.
Пресс-служба «Аэрофлота» презентацию и планы относительно парка судов не комментирует. В конце февраля совет директоров «Аэрофлота» одобрил обновленную стратегию, менеджмент будет договариваться о переносе поставок, предыдущий график поставок был несколько агрессивным, говорит человек, близкий к «Аэрофлоту».
Представитель Boeing это не комментирует, но отмечает: «Аэрофлот» – ценный заказчик, а Boeing всегда стремится идти навстречу заказчикам и адаптироваться к их требованиям. Представитель Airbus тоже не комментирует перенос сроков.
Топ-менеджер лизинговой компании говорит, что Airbus и Boeing крупным заказчикам (к которым относится «Аэрофлот») переносят сроки без штрафных санкций, если об этом попросили за 18 или хотя бы за 12 месяцев. «Производители просто передадут самолеты другой авиакомпании, но примерно за год до поставки начинается строительство самолета под конкретную авиакомпанию (например, компоновка и вид кресел, вид кухни), заказываются комплектующие, если она сносит сроки меньше чем за год, то ей придется оплатить реконфигурацию, она может обойтись в $0,5–1 млн за узкофюзеляжный самолет (как В737, А320 и 321)», – объясняет собеседник. Например, в Европе никто не использует в бизнес-классе такие комфортабельные кресла, с таким большим расстоянием между ними, как «Аэрофлот», кухни у него тоже нестандартные, добавляет он.
ПАО «Аэрофлот»
Крупнейшая российская авиакомпания
Капитализация – 70,8 млрд руб.
Финансовые показатели (МСФО, 2015 г.):
Выручка – 415,17 млрд руб.,
Чистый убыток – 6,5 млрд руб.
Чтобы не влететь на штрафные санкции, договариваться о переносе с 2017–2018 гг. надо прямо сейчас, сказал человек, близкий к «Аэрофлоту».
Группа «Аэрофлот» в прошлом году перевезла 39,4 млн человек (+13,6%), а в этом году планирует рост на 10–12% без учета чартерных программ, говорил заместитель гендиректора «Аэрофлота» Джорджио Каллегари на телефонной конференции в марте. В январе головной «Аэрофлот» увеличил перевозку на 10,7% до 2 млн человек.
«Перенос сроков поставки абсолютно оправдан. При нынешнем курсе рубля лизинговые платежи за новые суда, номинированные в долларах, будут огромным балластом, а при относительно низкой цене керосина их более высокая топливная эффективность не сможет этого компенсировать», – говорит глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Airbus и Boeing формируют портфели заказов на годы вперед, мировой рынок авиаперевозок растет, они без труда найдут для самолетов новых заказчиков, добавляет он.
Boeing в 2015 г. поставил 762, а его портфель твердых заказов по итогам достиг 5795 судов, показатели Airbus соответственно 635 и 6787 судов. На конец 2015 г. в парке «Аэрофлота» и его «дочек» было 258 самолетов, парк вырос на одно судно – за год группа получила 27 и вывела из оборота 26 судов. В этом году группа планирует получить 62 и вывести 24 судна.