Продажи молочных десертов в России за 2015 год сократились на 18%, подсчитала Nielsen
Чтобы сэкономить, россияне все чаще выбирают недорогие продуктыПродажи молочных десертов в России в 2015 г. сократились на 18% в натуральном выражении, подсчитали аналитики Nielsen. Еще годом ранее эта товарная категория (в нее входят творожки с наполнителями, сладкие сырки, молочные суфле и др.) росла на 4%. Падение продаж, по данным Nielsen, связано с ростом цен (подробнее см. таблицу). При этом молочные десерты – единственный сегмент среди молочных продуктов, где не растет доля продаж собственных торговых марок ритейлеров, добавляет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. Он объясняет это лояльностью покупателей к брендированной продукции – даже в кризис потребители готовы больше платить за любимый бренд, несмотря на рост цен.
В целом продажи молочной продукции за 2015 г. увеличились в натуральном выражении на 2,5% против 5%-ного роста годом ранее, отмечает Nielsen, при этом цены на нее выросли в среднем на 9,7% (в 2014 г. – на 15%). При этом потребители все больше смещают свои вкусы в сторону низкоценового и среднеценового сегмента, отмечает Гламазда. В IV квартале 2015 г. доля российских потребителей, перешедших на недорогие товары, достигла рекордных 70% согласно январскому обзору «Сбербанк CIB» «Потребительский индекс Иванова».
Йогурт пьется медленно
Десерты не единственный вид молочных продуктов, продажи которых за 2015 г. в натуральном выражении сократились. Кефира и питьевых йогуртов также стало продаваться меньше, по данным Nielsen. Но в отличие от десертов по итогам 2014 г. эта категория тоже сокращалась.
Потребители действительно переориентировались на более дешевые молочные продукты с низкой добавленной стоимостью, подтверждает выводы Nielsen представитель Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Потребители переключаются на простые базовые продукты – молоко, ряженку, кефир, сметану, подтверждает и заместитель директора по маркетингу «Галактики» (марка «Большая кружка») Надежда Морошенкова. Покупатель все чаще выбирает недорогие традиционные молочные продукты вместо молочных десертов и йогуртов, также отмечает представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева.
Крупнейший производитель молочных продуктов в России – французский гигант Danone (бренды Danone, Actimel, «Даниссимо», «Растишка», «Активия», «Простоквашино» и др.) по итогам 2015 г. отмечал «некоторое снижение» продаж в натуральном выражении. Хотя выручка молочного дивизиона Danone в России «значительно выросла», отмечала компания, не называя конкретных цифр. На дополнительные вопросы представитель Danone не ответил. Представитель второго по величине игрока на российском рынке молочных продуктов – PepsiCo («Чудо», «Домик в деревне», «Веселый молочник») от комментариев отказался.
Несмотря на то что динамика продаж молочных десертов в сети супермаркетов «Виктория» (входит в ГК «Дикси») и подтверждает выводы Nielsen, полностью отказаться от угощений экономные покупатели пока не готовы: спрос на глазированные сырки в 2015 г. увеличился на треть, отмечает представитель группы Екатерина Куманина.