Рестораторы меняют географию сетей

«Идеальная чашка», «Теремок» и «Счастье» закрыли точки, работавшие много лет
В ресторанах и кафе становится меньше посетителей
В ресторанах и кафе становится меньше посетителей / Е. Егоров / Ведомости

В 2016 г. закрылись две кофейни «Идеальная чашка» – на Среднем проспекте и Кирочной улице, следует из официального аккаунта компании в vk.com. Гендиректор «Идеальной чашки» Марина Шелудько подтвердила закрытие: «В компании проходит реструктуризация, вызванная привлечением стратегического инвестора». В сети, основанной в 1998 г., осталось пять кофеен.

Сеть «Счастье» недавно закрыла ресторан на Невском проспекте, 55. Он проработал три года. Теперь в сети три ресторана в Петербурге и один в Москве. Аренда на Невском высокая, доходы не покрывали операционные расходы, объяснил сотрудник компании.

«Теремок» закроет свой старейший ресторан (открылся 12 лет назад) на Невском проспекте, 93, близость к торговым центрам делает точку нерентабельной, говорит совладелец и гендиректор сети «Теремок» Виталий Свидовский. Ресторан «Теремок» на 7-й линии Васильевского острова неделю не работал из-за переговоров с собственниками здания по поводу адаптации аренды в сложных условиях, говорит Свидовский. Удалось договориться о скидке, отмечает он, не называя ее размер. Закрытие на ремонт станции метро «Василеостровская» плюс экономические факторы создали «идеальный шторм» в этом районе, продажи в «Теремке» на Среднем проспекте рухнули за 2015 г. на 30–40%, а в ресторане на 7-й линии – в два раза, говорит Свидовский.

Холдинг «Евразия» проводил оптимизацию сети в 2015 г.: закрывал неудачные рестораны и открывал новые точки, рассказывает его президент и совладелец Алексей Фурсов. У холдинга более 100 ресторанов и суши-баров, сказано на его сайте.

Пищевой баланс сохраняется

В сегменте стрит-ритейла в IV квартале 2015 г. на рестораны и кафе пришлось больше всего закрытий в процентом отношении (26% от общего количества закрытых объектов), по данным JLL. Примерно такую же долю (27%) общепит занял в 2015 г. в структуре вновь открытых объектов.

Кризис продолжает набирать обороты, покупательная способность клиентов падает, отмечает Свидовский. Рынок общественного питания чувствует себя плохо, посетители сократили посещение ресторанов с пяти до одного раза в неделю, говорит Фурсов. По его словам, аудитория в дорогих ресторанах пока держится, демократичный сегмент чувствует себя хуже. Оттока клиентов в сети кофеен «Балтийский хлеб» ни в 2015 г., ни в начале 2016 г. не было, утверждает коммерческий директор сети Оксана Грудцына.

По данным ГК «Бестъ», за 2015 г. рестораторы закрыли 465 заведений, а открыли 313. В прошлом году оборот общественного питания в Петербурге снизился на 5,1% до 56,2 млрд руб., следует из данных Петростата. В январе 2016 г. рынок вырос на 0,1% до 4,5 млрд руб. по сравнению с январем 2015 г.

В прошлом году сеть пекарен «Волконский», которая импортирует муку из Франции, поднимала цены на продукцию из-за роста цен у поставщиков и девальвации рубля, говорит директор по развитию торговой марки Анатолий Бредихин. Рестораны выживали за счет роста цен, но этот фактор нивелировался из-за падения среднего чека, рассказывает Свидовский. «Евразия» работает по ценам 2013 г., люди все равно не потратят больше денег, чем у них есть, объясняет Фурсов. «Балтийский хлеб» сократил маржу, оставив цены на продукцию на уровне прошлого года и немного снизив стоимость некоторых популярных позиций, в результате средний чек вырос на 5–10%, говорит Грудцына. Клиентский поток в сети пекарен «Волконский» вырос за первые два месяца 2016 г. примерно на 5%, средний чек в сети увеличился на 7–8%, отмечает Бредихин. По его словам, компания рассматривает возможность для развития сети.

В этом году будет открыто три кофейни «Идеальной чашки», обещает Шелудько. В 2016 г. «Евразия» планирует запускать новые рестораны, закрытий не будет, говорит Фурсов. «Балтийский хлеб» открыл новую точку, а до конца года планирует открыть еще несколько, добавляет Грудцына. По ее словам, выручка сети за первые два месяца выросла не менее чем на 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Теремок» проведет реконструкцию нескольких ресторанов сети, говорил ранее Свидовский. Холдинг Ginza Project в этом году открыл рестораны «Кукумбер» и «Двор помидор» в ТРК «Радуга», а Italy Group – стейк-хаус Hitch площадью 300 кв. м на Московском проспекте.

Арендаторы сегмента общепита сейчас активны, они постоянно ищут помещения, одни заведения закрываются, но их места быстро занимают другие, рассказывает вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН Екатерина Лапина. Меняются форматы заведений, в последнее время популярностью пользуются гастробары и винные рестораны, добавляет она. По словам Лапиной, стоимость аренды в проходных местах для общепита – 5000–7000 руб. за 1 кв. м в месяц. На Невском проспекте в стрит-ритейле ставки могут доходить до 12 500 руб. за 1 кв. м в месяц, по данным JLL на конец прошлого года. По словам Лапиной, под гастробары предприниматели ищут помещения площадью в 150 кв. м, под рестораны – 150–500 кв. м. пивные – от 500 до 1500 кв. м, уточняет она.