Danone довела долю в российском бизнесе до 92,5%

Выкуп у партнеров 40% акций мог обойтись французам в $200–300 млн
Миноритарии российской Danone воспользовались правом на продажу французскому партнеру 40% акций/ А. Махонин/ Ведомости

Французская группа Danone увеличила долю в российской «дочке» до 92,5%, выкупив 40% акций у миноритарных акционеров, сообщил в среду гендиректор компании в России Бернар Дюкро. Сделка была закрыта в начале 2016 г. С выкупом акций структура корпоративного управления российским бизнесом упрощается: совет директоров будет более однородным и решения будут приниматься оперативнее, говорит представитель Danone Марина Балабанова. До сих пор в совете активно участвовали представители миноритариев, влияя на все стратегические решения, добавляет она.

В 2010 г. Danone договорилась о слиянии бизнеса в России с российской компанией «Юнимилк». В объединенной компании «Danone-Юнимилк» (с 2013 г. – просто Danone) французы получили 58%, 17% осталось у казахского фонда Meridian Capital, 21% – у основателей «Юнимилка» Андрея Бесхмельницкого и Андрея Блоха, 4% – у американского фонда Capital International. Начиная с 2014 г. миноритарии были вправе потребовать от французской Danone выкупа своих долей; сама она получила бы право довести долю в российской «дочке» до 100% только в 2022 г. Стоимость опциона привязана к прибыли российского бизнеса, говорилось в отчете французской группы за 2010 г. Условия опциона были «несколько скорректированы», сказала Балабанова, не уточнив, каким образом.

У французской компании остается единственный партнер в российском бизнесе – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, владеет 7,5%), говорит Балабанова, но он не принимает активного участия в развитии бизнеса – фактически компания полностью контролируется французской Danone.

Есть куда вложить

Бесхмельницкому принадлежит латвийский Food Union (производит мороженое, сливочное масло, сыр), осенью 2015 г. компания объявила о покупке крупнейшего производителя мороженого в Дании – компании Premier Is. Еще в августе 2015 г. председатель правления входящего в Food Union комбината AS Rigas piena kombinats Нормунд Станевич говорил порталу db.lv, что не исключает строительства еще одного перерабатывающего предприятия – в Китае.

Долю в «Юнимилке» ЕБРР приобрел еще в 2001 г. за 23,4 млн евро. Вопрос о продаже доли не обсуждался, сказал представитель банка.

Условия сделки с миноритариями Danone не раскрывает. Пут-опционы партнеров Danone в России и Испании на конец 2014 г. аналитики Morgan Stanley оценивали в 2,5 млрд евро. Год спустя под пут-опционы всех миноритарных партнеров группы было зарезервировано уже втрое меньше – 862 млн евро, следует из сообщения Danone.

По итогам 2015 г. оборот Danone в России вырос менее чем на 10% и «существенно превысил» 100 млрд руб., сообщала компания. Другие финансовые показатели российского бизнеса она не раскрывала. Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что 40% российской Danone могли бы стоить $200–300 млн. Учитывая, что договор опциона заключался задолго до введения санкций против России, миноритарии могли получить больше $250 млн, добавляет он. Цифра меньше, уверен человек, знакомый с одним из продавцов: в пересчете на рубли миноритарии выгодно вышли из компании, но в валюте сумма «не так велика».

Телефон Бесхмельницкого в среду не отвечал, запросы его представителю, в Meridian Capital и Capital International остались без ответа.