«Лента» выведет супермаркеты за пределы столиц

Первый на очереди – Новосибирск
Продовольственный ритейлер «Лента» выводит супермаркеты за пределы Москвы и Петербурга
Продовольственный ритейлер «Лента» выводит супермаркеты за пределы Москвы и Петербурга / Е. Кузьмина / Ведомости

В этом году «Лента» ускорит развитие сети супермаркетов и может открыть первые магазины этого формата за пределами Москвы и Петербурга, рассказал «Ведомостям» гендиректор продовольственного ритейлера Ян Дюннинг (интервью с ним см. на стр. 08).

Сейчас основа бизнеса и главный источник роста «Ленты» – гипермаркеты. Супермаркеты же принесли компании в 2015 г. всего 9,8 млрд из 252,8 млрд руб. выручки (см. график). На начало 2016 г. ритейлер управлял 32 супермаркетами, и все они, за исключением четырех петербургских, расположены в Московском регионе. «Мы начали развитие супермаркетов с Москвы, в 2015 г. стали открывать супермаркеты в Петербурге», – напоминает Дюннинг, а теперь дело дошло до регионов.

Строительство супермаркетов помогло «Ленте» нарастить долю московского бизнеса в выручке с нуля два года назад до 8,7% по итогам 2015 г. Относительно маленькие (если сравнивать с гипермаркетами) магазины позволяют обслужить тех покупателей, которым трудно добираться до гипермаркетов, расположенных за городской чертой, объясняла тогда компания. Вдобавок, поскольку рынок Москвы очень привлекательный, мест под гипермаркеты мало и ставки аренды не всегда приемлемые. Средний чек в супермаркетах «Ленты» оказался по итогам прошлого года почти вдвое ниже, чем в гипермаркетах, – 570 руб. против 1158 руб. соответственно, зато сопоставимые продажи выросли значительнее – на 15,1% против 9%. Торговая площадь супермаркета «Лента» составляла 1000–1200 кв. м, а гипермаркета – около 7000 кв. м. Стандартный ассортимент почти вчетверо более узкий – примерно 6200 видов товара против 23 800.

В октябрьском проспекте для инвесторов «Лента» объясняла, что взялась расширять сеть супермаркетов, поскольку считает, что у этого формата хороший потенциал роста продаж и высокий возврат на инвестиции в том числе благодаря относительно низким затратам на аренду помещений, отделку магазинов и доставку. В 2016 г. «Лента» откроет больше супермаркетов, чем в прошлом году, обещает Дюннинг. В 2015 г. сеть супермаркетов ритейлера выросла на восемь магазинов.

Четкого списка городов, где появятся новые супермаркеты, по словам Дюннинга, пока нет, но «очень интересен Новосибирск», где у «Ленты» уже сейчас сильные позиции – семь гипермаркетов. «Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом я бы открывал первые супермаркеты именно там», – говорит Дюннинг, и в этом году ритейлер может начать «активно изучать» возможности для этого. Не исключаются и поглощения – «если будут подходящие готовые объекты для покупки».

За Уралом расположена 1/5 часть всех торговых площадей ритейлера, следует из его материалов. А Новосибирск – и вовсе стратегический регион для «Ленты», подтверждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Развитие там сети супермаркетов, как и в Петербурге, даст ритейлеру доступ к еще не охваченной аудитории, объясняет он: «Всегда есть локации, которые гипермаркеты не могут охватить».

Кроме самой «Ленты» среди лидеров розничного продовольственного рынка Новосибирской области – группа «Холидей», «Сибирский гигант», «Новые торговые системы», «Мария-Ра», перечисляет Бурмистров. Конкуренция сильная, согласен Cергей Локтев из Spar Russia BV, но для развития ритейла это по-прежнему привлекательный город.

Продовольственный ритейлер «Лента» выводит супермаркеты за пределы Москвы и Петербурга