Разрешения на алкоголь для крупной розницы станут дороже
Минпромторг хочет изменить схему получения лицензий на продажу алкоголя в розницеМинпромторг разрабатывает проект поправок в Налоговый кодекс (статья 333.33) - в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за выдачу лицензии на продажу алкоголя в розницу, сообщил «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Предполагается, что размер пошлины будет зависеть от числа торговых точек и того, где они находятся. Сейчас торговые сети и сети общественного питания вне зависимости от числа своих точек и их расположения платят за лицензию 65 000 руб., уточнил представитель ведомства. Если открывается новый магазин или ресторан, то сеть обращается к уполномоченным органам: и они в имеющуюся лицензию вписывают новый адрес, за изменение лицензии доплачивается 3500 р.
Минпромторг же предлагает оплачивать госпошлину для каждого отдельного магазина и объекта общественного питания, но при этом снизить размер пошлины и дифференцировать её в зависимости от места нахождения торговой точки, говорит Евтухов. Лицензия при этом может быть по-прежнему одна на юридическое лицо, уточняет представитель ведомства.
«Цель - способствовать развитию конкуренцию, а также вывести из тени торговые точки, которые прежде работали с нарушениями», - пояснил он. Нововведение поддержит малый и средний бизнес, добавил Евтухов.
Также, по предложению Минпромторга, может быть установлен разный размер госпошлины в зависимости от того, где находится пункт продажи.
Сейчас Минпромторг, проанализировав предложения регионов, предлагает следующий размер, говорит Евтухов: для сельских поселений - 20 000 руб. за каждую точку продажи спиртного, для городов с населением до 200 000 человек - 30 000 руб., для остальных - 50 000 руб. Эти цифры могут быть скорректированы по итогам общественных обсуждений и предложений заинтересованных федеральных ведомств, добавляет чиновник.
Такой вопрос уже обсуждался на заседаниях правительственной комиссии по развитию конкуренции на алкогольном рынке под председательством вице-премьера Александра Хлопонина, сказал представитель Росалкогольрегулирования (РАР). «Подготовка законопроекта по данному вопросу предусмотрена в «дорожной карте» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке», - подтверждает он. РАР считает целесообразным рассмотреть «дифференцированный подход к установлению госпошлины» - для поддержки малому и среднему бизнесу, говорит представитель службы.
Как сейчас выдается лицензия
Сейчас выдача лицензии на розничную продажу алкоголя регулируется федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Есть два законных варианта, говорит представитель Департамента торговли и услуг Москвы. Первый - получить отдельную лицензию на каждое обособленное подразделение компании. Второй - получить одну лицензию на организацию, в которой будут указаны все отдельные точки продаж алкоголя. В обоих вариантах независимо от числа объектов, указанных в лицензии, компания платит госпошлину - 65 000 руб. в год, максимальный срок, на которых выдается лицензия, - 5 лет, напоминает представитель департамента.
Таким образом, ритейлер платит за этот пятилетний срок торговли алкоголем 325 000 руб., подсчитал представитель розничной сети «Лента». Для включения нового объекта в лицензию оплачивается государственная пошлина - 3500 руб.
Решение о выдаче лицензии или об отказе занимает до 30 дней со дня получения заявления и документов, говорит представитель профильного департамента правительства Москвы: решение принимается по результатам проведения документарной и внеплановой выездной проверок. Сейчас, как считает московский Департамент торговли, «нет никаких осложнений при получении отдельной лицензии по сравнению с добавлением объекта лицензирования в уже действующую лицензию».
Кого затронет
В Москве сейчас действуют 9539 лицензий на продажу спиртного в рознице - они выданы на 10 027 объектов, сказал собеседник «Ведомостей» из Департамента торговли. Крупные сети, как правило, предпочитают получать лицензию на отдельный магазин. Это предпочтительнее, подтверждает Оксана Токарева из российского Metro Cash&Carry: «Так как в случае спорных ситуаций, связанных с соблюдением лицензионных условий, потенциальный риск создается только для деятельности одного торгового объекта».
При этом с начала 2015 г. стала заметна тенденция: все больше розничных точек включаются в уже действующие лицензии - «то есть в процессе нарастания кризисных явлений в экономике», констатировал представитель профильного департамента Москвы.
Например, говорит он, АО «Дикси Юг» (сеть «Дикси») имеет 272 лицензии на 313 магазинов, у «Тандера» (магазины «Магнит») - 205 лицензий на 222 объекта, у ООО «Галерея Алекс» (кафе «Шоколадница») - 48 лицензий на 121 точку. У специализированной алкогольной розничной сети «Норма» (ООО «Норман трейд») - 31 лицензия на 50 объектов, свидетельствуют данные московских чиновников.
Поэтому уплата пошлины за лицензию на каждый объект в Москве «затронет интересы, в основном, крупных сетевых компаний и не нанесет значительного ущерба бизнес-сообществу», полагает представитель Департамента торговли и услуг города.
Кризисное время - не самое лучшее время для увеличения неналоговой нагрузки на бизнес, отмечает председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую торговую сеть «Семья»). Кроме того, не очень ясно, как именно повлияют на легализацию розничной торговли алкоголем предложения Минпромторга, указывает Пономарев.
«Чем выше затраты на организацию торговли - тем выше в итоге цены на полке», - указывает сотрудник одного из федеральных ритейлеров.
Если в итоге максимальный размер пошлины в крупных городах не увеличится или уменьшится по сравнению с действующим, а пошлина за лицензию на розничную продажу алкоголя в мелких населенных пунктах будет установлена на более низком уровне, то затраты на лицензирование могут даже сократиться, полагает Токарева из Metro Cash&Carry.
По идее, оплата пошлины за каждую торговую точку не должна сильно осложнить процесс, считает финдиректор ритейлера «Магнит» Хачатур Помбухчан. Сейчас для лицензирования отдельных магазинов все равно собирается отдельный пакет документов, туда приезжают проверяющие, говорит он. Если будут приняты предлагаемые Минпромторгом пошлины за лицензии на продажу алкоголя в каждом магазине, «вряд ли это будет существенными затратами для нас», добавляет Помбухчан.
«Ашан» отказался от комментариев. «Дикси» и X5 не ответили на запросы.