Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым по делу о теракте 2011 года

При этом владелец «Домодедово» отвергает обвинения Следственного комитета
Дмитрий Каменщик может стать фигурантом уголовного дела о теракте 2011 г.
Дмитрий Каменщик может стать фигурантом уголовного дела о теракте 2011 г. / М. Стулов / Ведомости

Владелец и председатель совета директоров аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик отверг обвинения Следственного комитета России (СКР) в том, что из-за отсутствия тотального досмотра в аэропорту стал возможен теракт в январе 2011 г. Он не исключил, что может стать обвиняемым по делу об оказании опасных услуг, которое в августе 2015 г. возбудил СКР. Следователи во время допросов не говорили, что ему может быть предъявлено обвинение, сказал он: «Никаких угроз мне не было». На прошлой неделе СКР не исключал, что список подозреваемых по этому делу может быть расширен. В среду получить комментарии представителя СКР не удалось.

Что произошло

Теракт в зоне прилета международных авиалиний в «Домодедово» произошел 24 января 2011 г. Погибло 37 человек, 172 человека были ранены. Осенью 2013 г. Мосгорсуд назначил наказание в виде пожизненного лишения свободы Исламу Яндиеву, Илезу Яндиеву и Баширу Хамхоеву. А в 2015 г. СКР возбудил уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в отношении бывших сотрудников «Домодедово» Светланы Тришиной, Андрея Данилова и Вячеслава Некрасова. Все трое были арестованы.

Каменщик подчеркнул, что, по мнению «Домодедово», его сотрудники, нынешние и бывшие, не виновны в том, что произошел теракт (см. врез). Следствие указывает: «Домодедово» в 2009 г. разработало, а в 2010 г. внедрило собственную технологию досмотра пассажиров, входящих в аэровокзальный комплекс. Она предполагала, что у каждого входа дежурит только один сотрудник службы авиационной безопасности. С ним дежурил также сотрудник полиции, который в соответствии с требованиями транспортной безопасности мог останавливать подозрительных людей. По версии следствия, технология досмотра, принятая в «Домодедово» в 2007 г., предполагала поголовный досмотр, а в 2010 г. после резкого роста пассажиропотока «Домодедово» ее изменило, не пожелав тратиться. Это не так, заявил Каменщик: ни один из документов не предполагал досмотра всех входящих в здание аэровокзала, так как это не было требованием законодательства в то время. Такое требование появилось лишь после теракта – 8 февраля 2011 г., и только в 2014 г. досмотр на входе стал частью мер по обеспечению транспортной безопасности. Более того, с принятием новой технологии досмотра в 2010 г. численность сотрудников и затраты аэропорта только выросли. А сплошной досмотр не был требованием ни одного из нормативно-правовых актов.

Адвокат Ольга Мокридина (представляет интересы бывшей сотрудницы «Домодедово» Светланы Тришиной) говорила, что следователи от ее подзащитной требовали показаний на Каменщика (слова адвоката передавал «Интерфакс»). Следователи используют задержанных для давления на владельцев аэропорта, говорила Мокридина. Каменщик заявил, что у него нет оснований считать задержанных заложниками и нет оснований считать это давлением на себя.

Осенью 2011 г. «Домодедово» планировало провести размещение на Лондонской бирже, но оно не состоялось. Спустя пару лет обсуждалась и продажа аэропорта. Переговоры вели группа «Сумма», «Альфа-групп», «Новапорт» и др. Сейчас никаких предложений о продаже аэропорта не поступало, уверяет Каменщик.

Силовики просто тестируют его на сговорчивость, а появление покупателя – дело техники, говорит источник в одной из компаний, которая интересовалась покупкой аэропорта. Каменщик назвал эту версию не имеющей доказательств. «Домодедово» – качественный актив, долговая нагрузка у компании невысокая, кроме того, значительную часть чистой прибыли аэропорт инвестирует в собственное развитие, говорит заместитель гендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. Каменщик – достаточно закрытый человек и скорее всего появился на публике, чтобы действительно показать, что он ни от кого не прячется, считает он: «Аэропорт не сворачивает инвестпрограмму и продолжает развиваться согласно планам. Если человек боится и чувствует неправоту, вряд ли он будет делать долгосрочные инвестиции».