Производство вагонов держится на продажах родственным структурам

В целом выпуск грузовых вагонов в России в прошлом году сократился более чем вдвое
В 2015 г. в структуре выпуска подвижного состава доля инновационных вагонов выросла до 60% по сравнению с 30% в 2014 г.
В 2015 г. в структуре выпуска подвижного состава доля инновационных вагонов выросла до 60% по сравнению с 30% в 2014 г. / Д. Абрамов / Ведомости

В 2015 г. у российских вагоностроительных предприятий было всего три возможности сохранить производство: активизировать экспорт, поставлять вагоны связанным операторским и лизинговым компаниям или сделать ставку на выпуск высоковостребованных инновационных вагонов и специализированных видов подвижного состава (цистерн, хопперов-зерновозов, лесовозных платформ).

Объединенная вагонная компания (ОВК, входит в группу ИСТ Александра Несиса) в IV квартале 2015 г. произвела 3900 вагонов, что на 43% выше показателя за тот же период годом ранее, следует из отчета компании. Производство по итогам года превзошло результат 2014 г. на 28% и составило 12 400 вагонов. Положительную динамику компания объясняет увеличением мощностей и ростом числа заказов. В 2014 г. ОВК создала собственного железнодорожного оператора «Восток 1520». На конец 2015 г. парк в собственности и под управлением ОВК вырос на 43% до 27 200 вагонов. Компания отмечает, что, «несмотря на общий спад в секторе вагоностроения, объем производства инновационных вагонов продолжает расти, а их доля в структуре производства заводов России в IV квартале превысила 95%».

В 2015 г. в структуре выпуска подвижного состава доля инновационных вагонов выросла до 60% по сравнению с 30% в 2014 г., причем продолжающаяся переориентация покупателей на инновационный парк позволяет прогнозировать увеличение этого показателя до 80% уже в 2016 г., отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Нарастить выпуск в условиях негативной динамики спроса, кроме ОВК, смогла УК «Рейлтрансхолдинг», контролирующая Новозыбковский машиностроительный завод, – более чем на 30% до 2500 вагонов. 30% подвижного состава приобрела собственная операторская компания «РТХ-логистик», а 70%, по данным «Infoline-аналитики», экспортировано в Казахстан и Азербайджан. Производитель хопперов-зерновозов, лесовозных и фитинговых платформ и думпкаров – энгельсский Завод металлоконструкций нарастил выпуск на 5% до 2500 единиц, из которых около 50% приобрела связанная с ним «Максима логистик» и около 10% экспортировано в Азербайджан и Казахстан.

В целом выпуск грузовых вагонов в России в 2015 г. сократился более чем вдвое до 27 000 единиц, как и спрос со стороны российских покупателей – до 25 500 единиц. Экспорт грузовых вагонов превысил 4300 единиц (на 17% больше, чем в 2014 г.), из которых более 2500 вагонов было поставлено в Азербайджан по контракту «Уралвагонзавода», более 1700 – в Казахстан (поставки обеспечили Новозыбковский завод, «Алтайвагон», Рославльский ВРЗ и Брянский МЗ).