Российские продавцы роскоши делают ставку на туристов из Китая

Китайцы могут обеспечить треть выручки ЦУМа в течение ближайших двух-трех лет
В ожидании роста китайских покупателей в ЦУМе устанавливают указатели на китайском языке
В ожидании роста китайских покупателей в ЦУМе устанавливают указатели на китайском языке / М. Стулов / Ведомости

Центральный универсальный магазин (Торговый дом «ЦУМ», принадлежит Mercury) рассчитывает на увеличение доли китайских туристов среди покупателей люксовых товаров. Их доля в выручке ЦУМа может вырасти с 7 до 30% в течение двух-трех лет, сообщил генеральный менеджер ЦУМа Александр Павлов. В универмаге ДЛТ в Петербурге, по его словам, эта доля сейчас составляет 17%.

Число китайских покупателей растет с конца 2014 г., прежде всего из-за девальвации рубля по отношению к основным валютам, объясняет Павлов. В 2015 г. выручка fashion-направления Mercury выросла на 2-3% в валюте (30% в рублях), в 2016 г. она может увеличиться на 10-12% в валюте. Только в январе валютная выручка выросла на 20%, сообщил Павлов. Сумму выручки Павлов не раскрыл. Ранее в начале февраля руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма столицы Владимир Черников заявил, что туристы из Китая потратили в 2015 г. в Москве от $800 млн до $1 млрд - не только на сувениры, но и на более дорогие покупки, например на ювелирные изделия.

Сейчас ЦУМ договаривается о сотрудничестве с китайскими туроператорами выездного туризма и российскими въездного туризма, рассказал Павлов. ЦУМ и ДЛТ подали заявки на включение в программу China Friendly, они могут стать первыми торговыми центрами, включенными в программу, сообщила «Ведомостям» представитель туристической ассоциации «Мир без границ». Торговые центры, получающие знак China Friendly, предоставляют информационные материалы и визитные карточки на китайском языке, вводят указатели и вывески со стандартными пиктограммами, нанимают сотрудников, владеющих китайским, перечисляет руководитель программы China Friendly Анна Сибиркина. В ЦУМе начали дублировать вывески на китайском языке, число сотрудников, владеющих китайским, растет, сейчас их 25, сообщил Павлов.

Один из важнейших критериев для включения в программу China Friendly — наличие pos-терминала с возможностью оплаты картами China Unionpay или банкомата, принимающего такие карты, говорит Сибиркина. Возможность оплаты картами China Unionpay есть, действует специальная скидка в 5%, сказал Павлов. В 2015 г. Россию, по оценке Сибиркиной, посетили 670 000 туристов из Китая — на 63% больше, чем в 2014 г., доля группового туризма во въездном турпотоке из КНР увеличилась с 70 до 80%, а число прибытий граждан из Китая — 1,3 млн. Китайские туристы действительно все больше интересуются шопингом в России, во-первых, это выгодно из-за низкого курса рубля, во-вторых, Москва – самая близкая к Китаю европейская столица, говорит Сибиркина.

Сколько тратят на люксовые товары в Москве и в мире

Москва заняла одиннадцатое место среди мировых столиц по продажам люксовых товаров в 2015 г. с объемом рынка 3,2 млрд евро, подсчитали аналитики Altagamma & Bain. Первое место традиционно занял Нью-Йорк (27 млрд евро), за ним идут Париж и Лондон (13,5 млрд и 12 млрд евро).

С 4 февраля Mercury снизил цены на одежду, обувь, аксессуары на 10-25% во всех бутиках и в универмагах ЦУМа в Москве и ДЛТ в Санкт-Петербурге, сравняв их с ценами в Милане, сообщила также компания. Bosco di Ciliegi не меняла цены, число китайских туристов среди посетителей ГУМа растет, сообщил представитель компании. В Chanel не комментируют ценообразование, но с марта 2015 г. по всему миру компания придерживается политики гармонизации цен: цены на все категории товаров регулируются в зависимости от курса национальной валюты, говорится в официальном заявлении Chanel.

Продажи люксовых товаров в Москве в 2015 г. стабилизировались, в том числе благодаря туристам из Китая, сообщал в своем отчете в октябре 2015 г. Bain & Company. Китайские покупатели ринулись в Москву на шопинг после девальвации рубля, сказалась упрощенная процедура выдачи российских виз, говорила партнер Bain & Company Клаудиа Д’Арпицио. В Китае усердно рекламируются туры в Россию, в России теперь можно расплачиваться картами China UnionPay, а у жителей Китая репутация «шопоголиков», они — поклонники премиальных марок, указывала гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс.

Bain & Company прогнозировал снижение рынка люксовых товаров в России на 25% до 3,2 млрд евро в 2015 г. и на 2% в рублях.