Долги «Трансаэро» по зарплатам испортили федеральную статистику

В неработающей авиакомпании все еще числится 7246 сотрудников
На 26 января в «Трансаэро» еще остается 7246 сотрудников, уволилось из нее начиная с 13 октября прошлого года 3649 человек
На 26 января в «Трансаэро» еще остается 7246 сотрудников, уволилось из нее начиная с 13 октября прошлого года 3649 человек / Е. Егоров / Ведомости

Росстат и Росавиация направляли в Генпрокуратуру обращения с просьбой проверить «Трансаэро» по поводу долгов по зарплатам, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. Один из них уверяет, что Генпрокуратура скоро должна начать проверку, которая займет около месяца.

Авиакомпания объяснила Росстату, что долги появились из-за невыплаты средств из федерального бюджета, продолжает собеседник «Ведомостей», но специалисты Росавиации считают, что виновата сама авиакомпания. «Трансаэро» не получила в 2015 г. полагавшиеся ей 743,8 млн руб. федеральных субсидий за участие в программах субсидирования авиаперевозок из-за долгов по налогам (условие получения – отсутствие долгов перед бюджетом).

Пресс-служба Росстата сообщила «Ведомостям», что на 1 января суммарная задолженность по зарплатам в России (без субъектов малого предпринимательства) составляла 3,5 млрд руб., в том числе 689 млн руб. долгов по сфере «транспорт» в Санкт-Петербурге. Именно там зарегистрирована «Трансаэро». Она задолжала 5500 сотрудникам свыше 688 млн руб., сообщил в четверг ТАСС со ссылкой на городской комитет по труду и занятости населения. Получается, что на эту компанию приходится 19,2% всех долгов крупных и средних российских компаний по зарплатам. Гендиректор «Трансаэро» Александр Бурдин на запрос не ответил.

Дорогой штат

6,7 миллиарда рублей направила «Трансаэро» на зарплаты сотрудникам в первом полугодии 2015 г. В сентябре и октябре деньги им перечислял «Аэрофлот» (около 2,5 млрд руб.), с ноября зарплаты не платились

К осени прошлого года общие долги «Трансаэро» оценивались в 250–260 млрд руб., попытки спасти компанию, продав ее «Аэрофлоту» или совладельцу группы S7 Владиславу Филеву, провалились. Обе сделки не состоялись, и с 26 октября Росавиация отозвала у «Трансаэро» сертификат эксплуатанта, а 16 декабря в компании введено наблюдение.

На 26 января в «Трансаэро» еще остается 7246 сотрудников, уволилось из нее начиная с 13 октября прошлого года 3649 человек. Из них 2490 работников перешли в группу «Аэрофлот» (426 – летный состав и 1538 – бортпроводники), в другие авиакомпании трудоустроено 123 человека, сообщила пресс-служба Росавиации. Федеральный чиновник считает странным, что, даже не получая зарплату, сотрудники «Трансаэро» не идут на вакансии в других компаниях. По его словам, «Аэрофлот» готов трудоустроить 6060 человек. Люди хотели бы увольняться по соглашению сторон, с выплатой долгов и компенсации, а компания увольняет только по собственному желанию, рассказывал бывший сотрудник «Трансаэро».

Пресс-служба Генпрокуратуры вчера на запрос «Ведомостей» не ответила. Пресс-служба Росстата вопрос об обращении в Генпрокуратуру оставила без комментариев.

«Прекращение деятельности в качестве авиаперевозчика не освобождает от обязательств перед сотрудниками, которые не были уволены официально», – говорит руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт капитал» Василий Ицков. Для гендиректора возможна уголовная ответственность, если будет доказана его личная заинтересованность в невыплатах, отмечает партнер BGP Litigation Дмитрий Базаров.

«Существует ответственность и за сдачу недостоверной отчетности в Росстат – от штрафа до уголовного дела, последнее возможно за занижение данных о долгах по зарплате», – добавляет Ицков.

В подготовке статьи участвовала Елена Виноградова