«Аэрофлот» на 10% снизил тарифы на международные рейсы
На валютной выручке самой авиакомпании это почти не отразится, а спрос поддержать не поможет«Аэрофлот» снизил тариф на международные рейсы с 26 января. Скидка постоянная, распространяется на все международные направления перевозчика и его «дочек» («Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа»), кроме некоторых направлений в СНГ. Не действует скидка на самые дешевые тарифы – класса «промо», акция не распространяется на «сквозные тарифы», предусматривающие перевозку пассажиров с пересадкой в зарубежных аэропортах с участием авиакомпаний-партнеров. Не снижены тарифы авиакомпании «Аврора», летающей на Дальнем Востоке.
На сайте «Аэрофлота» все билеты, в том числе на международные рейсы, продаются в рублях. «Но цены на билеты устанавливаются в евро и пересчитываются автоматически по курсу IATA (International Air Transport Association), это международная практика. На сайте IATA рассчитана стоимость валют относительно друг друга, курсы IATA обновляются раз в неделю в среду», – объясняет представитель «Аэрофлота». С декабря 2014 г. курс рубля упал к евро на 31% до 89 руб./евро. Снижение тарифов компенсирует россиянам рост курса иностранных валют, говорится в релизе «Аэрофлота». В мае 2015 г. самый дешевый билет «Аэрофлота» туда-обратно в Париж был 12 000 руб., в среду с учетом скидки был 29 000 руб., приводит данные директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок. Тариф, по его словам, был 3000–4000 руб., сейчас – 18 170 руб.
Тариф в окончательной цене авиабилета – это 75–80%, остальное – это сборы, в том числе аэропортовые, говорит гендиректор Ozon Travel Дмитрий Яковлев. Так как аэропортовые сборы остаются прежними, то цена билетов снизится меньше чем на 10%, снижение зависит от стоимости билета, на дорогих маршрутах или в бизнес-классе оно будет заметнее, считает представитель «Аэрофлота».
Основной конкурент «Аэрофлота» – группа S7 специальных скидок не делает. «С переходом S7 на новую гибкую систему тарифов с 1 декабря (возможность лететь без багажа дешевле) пассажиры могут покупать билеты по более привлекательной цене как на внутренних, так и на международных рейсах», – говорит представитель компании.
Переключились на Россию
Перевозки по России в 2015 г. снизились на 1,2% до 92 млн человек. В декабре 2015 г. «Аэрофлот» снизил на 10% тарифы на свои внутренние рейсы (но не рейсы «дочек») до конца зимнего расписания (27 марта). 48,5% выручки компании за девять месяцев 2015 г. пришлось на полеты по России и СНГ.
В 2015 г. «Аэрофлот» вместе с «дочками» перевез 39,4 млн пассажиров и имел 42,8% российского рынка авиаперевозок, по данным Росавиации. На международных линиях, по данным Транспортно-клиринговой палаты, в январе – ноябре 2015 г. головной «Аэрофлот» перевез 14,9 млн человек (доля среди российских авиакомпаний – 39,5%), а в ноябре, когда уже не летала «Трансаэро», – 1,24 млн человек (доля выросла до 57%). У ближайшего конкурента – S7 в ноябре доля была 9%.
51,5% выручки от регулярных перевозок за девять месяцев прошлого года «Аэрофлоту» принесли международные направления. «Это скорее промоакция и желание показать гибкость в ценообразовании ФАС, которая заявляла о необходимости перераспределить в октябре международные маршруты «Трансаэро» среди других перевозчиков. В выручке в рублях «Аэрофлот» от снижения тарифов не потеряет благодаря снижению курса рубля», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. В 2014 г. 70% выручки «Аэрофлота» и 50% затрат (без учета лизинга) номинированы в валюте, 90% его долга на конец сентября 2015 г. – в валюте, но компания хеджирует валютные риски, отмечает Юминов.
В 2015 г. российские компании на международных линиях перевезли 39,5 млн человек, падение к 2014 г. составило 15,8%, по данным Росавиации. Акция «Аэрофлота» не поддержит падающий спрос. «Ушла «Трансаэро», ушли многие международные компании, на международных линиях конкурентов в России у «Аэрофлота» нет, но для поддержания спроса этой меры недостаточно, разве что цены после снижения станут ниже, чем у иностранных конкурентов, и удастся переманить часть их пассажиров», – говорит Яковлев. Билет по тарифу «бюджет» «Аэрофлота» (минимальный, на который распространяется акция) в Лондон с вылетом в середине марта стоит 28 000 руб., минимальная цена билета у British Airways 34 000 руб., т. е. билет «Аэрофлота» был дешевле и до снижения, говорит Парфененок. А вот в Рим билет по этому тарифу стоит 27 700 руб., у Alitalia – 29 100 руб., т. е. до акции они стоили примерно одинаково, отмечает он.
В низкий сезон надо стимулировать пассажиропоток, соглашается PR-директор Aviasales.ru Янис Дзенис, многие международные компании (Air Baltic, Catar Airways, Etihad, Lot) провели или начинают распродажи билетов. В летний сезон цены должны подрасти у всех перевозчиков, добавляет он.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)