Российская нефтепереработка более зависима от цен на нефть

Точка безубыточности среднего НПЗ в России – $18–25 за баррель из-за особенностей налогообложения отрасли
Российские НПЗ страдают от дешевой нефти сильнее, чем добывающие компании
Российские НПЗ страдают от дешевой нефти сильнее, чем добывающие компании / Sergei Karpukhin / Reuters

В выручке пяти крупнейших российских нефтяных компаний переработка занимает существенную долю. За девять месяцев 2015 г. «Роснефть» получила 48,4% (1,9 трлн руб.) выручки от продажи нефтепродуктов, «Лукойл» – 67% (4 трлн руб. по курсу ЦБ на 22 января), «Газпром нефть» – 69% (857,6 млрд руб.), «Башнефть» – 71% (329,5 млрд руб.), «Сургутнефтегаз» – 34% (183 млрд руб., по данным за полгода). Представители компаний не ответили на вопросы.

Российская нефтепереработка намного более чувствительна к падению цен на нефть, чем добыча, пишут аналитики Goldman Sachs. Если точка безубыточности добычи нефти для российских компаний составляет $5–10 за баррель, то для НПЗ это $20–25 за баррель. В пятницу баррель Brent стоил $32.Ранее аналитики не исключали, что спекулянты могут уронить цену Brent до $10 за баррель. Но Минэнерго России не ожидает падения цен ниже $20 за баррель, рассказывал в начале января в интервью телеканалу РБК замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Международное агентство EIA прогнозирует в среднем $40 за баррель в 2016 г.

Маржа российских заводов уменьшается по мере снижения цен на нефть, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это происходит из-за особенностей налоговой системы в России – наличия дифференциалов между ставками экспортных пошлин на сырье и нефтепродукты, объясняет он. Европейские НПЗ зарабатывают на дешевой нефти, указывают эксперты Thomson Reuters Kortes. А маржа российских НПЗ, по их мнению, сократилась в долларах, но это было компенсировано девальвацией рубля. У некоторых НПЗ рублевая рентабельность даже выросла, отмечают эксперты.

Меньше бензина

Нефтяные компании уже сокращают производство нефтепродуктов. В 2015 г. компании увеличили экспорт нефти примерно на 9% до 243 млн т в основном за счет снижения переработки, говорит Мошков. По данным ЦДУ ТЭК, в 2015 г. компании произвели 196,5 млн т основных нефтепродуктов (бензина, авиакеросина, мазута и дизельного топлива). Переработка снижалась и в январе. Сокращается не только выпуск мазута (9,7% до 181 890 т в сутки), но и светлого топлива: автобензина (6% до 180 160 т в сутки), авиакеросина (6,3% до 21 490 т в сутки) и дизтоплива (3,3% до 207 550 т в сутки), отмечает Турукалов.

По подсчетам Борисова, маржа среднего НПЗ в центральной части России может оказаться отрицательной, если нефть будет дешевле $18 за баррель, а в следующем году (при снижении пошлин на светлые нефтепродукты до 30% ) – при цене ниже $23 за баррель. Некоторым заводам с простой схемой переработки, чтобы остаться в плюсе, нужны гораздо более высокие цены – $70 за баррель и выше. На экономику переработки также влияют: технологическая схема, логистика и др., добавляет эксперт. По оценкам аналитика UBS Максима Мошкова, точка безубыточности (по свободному денежному потоку) комплексного завода с высокой долей выхода светлых нефтепродуктов (70%) – около $20 за баррель при курсе доллара в 80 руб., среднего НПЗ (доля светлых – 55%) – около $30 за баррель, простого НПЗ (доля светлых – 40%) – около $50 за баррель. Но, оговаривается Мошков, рентабельность сильно зависит от географического положения НПЗ.

Если цены будут падать дальше, вертикально-интегрированные компании, конечно, не смогут полностью отказаться от переработки и будут субсидировать этот сегмент за счет доходов от экспорта нефти, констатирует Мошков. Нефтяники будут сокращать производство наименее рентабельных нефтепродуктов, считает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Сейчас больше всего проблем приносит мазут, экспорт которого убыточен для многих НПЗ. Но из-за недостатка мощностей по глубокой переработке для многих компаний единственный способ снизить выработку мазута – это сократить первичную переработку нефти, отмечает эксперт. Ждать дефицита топлива на российском рынке вряд ли стоит: с одной стороны, этого не допустит правительство, с другой стороны, из-за избытка предложения на мировом рынке существенно увеличить экспорт нефти будет затруднительно, согласен Мошков.