Рост интернет-торговли в 2015 году был самым медленным за пять лет
Рост интернет-торговли в 2015 году был самым медленным за пять летРынок интернет-торговли в России вырос в 2015 г. всего на 3% c поправкой на инфляцию (без ее учета – на 16%) до 650 млрд руб., говорится в отчете Data Insight. Это самый медленный рост за пять лет: еще в 2014 г. рост с поправкой на инфляцию составлял около 8%. Большинство товаров в интернете импортные, поэтому на электронной коммерции девальвация рубля отражается особенно плохо, говорит партнер Data Insight Борис Овчинников.
Сумма чека в среднем интернет-магазине выросла за год на 8% до 4050 руб., общее количество заказов – на 8% до 160 млн. Это только покупки в России без учета доставки готовой еды, билетов, цифровых товаров и оптовых закупок. Спрос переместился, по данным Data Insight, с электроники и бытовой техники к менее дорогим одежде и товарам массового спроса. Доля дорогих товаров премиальных брендов и моделей снизилась, лучше всего продавались спорттовары, детские товары и товары для животных.
Совсем другими темпами – на 75% – увеличилось количество онлайн-заказов, сделанных россиянами в зарубежных интернет-магазинах. В китайских средний чек (в долларах) уменьшился на 25–30%, в целом по рынку – более чем на 30%, а в рублях – вырос на 10–15%. Доля заказов в зарубежных интернет-магазинах выросла с 24% в 2014 г. до 34% в 2015 г.
Крупнейшие онлайн-магазины растут быстрее рынка. Продажи Ozon выросли в прошлом году на 30%, но только 20% роста объясняется увеличением числа покупок, а 10% – ростом среднего чека с учетом инфляции, рассказывает представитель компании. Обогнать рынок по темпам роста Ozon удалось за счет расширения ассортимента на 1 млн товаров, добавляет она. По ее словам, Ozon отслеживает цены конкурентов на 200 000 самых ходовых товаров и при необходимости снижает свои.
Kupivip.ru только выиграл от того, что покупатели переходят в сегменты рынка, где можно приобрести вещи со скидками, говорит представитель компании. Выручка Kupivip.ru выросла в 2015 г., по ее словам, на 40%, количество заказов – на 55%. Согласно опросу клиентов, проведенному Kupivip.ru, у тех есть желание покупать качественную одежду популярных брендов, но 76% респондентов стали тщательнее выбирать товары, чаще искать акции и брендовые распродажи.
Оборот «220 Вольт» в 2015 г. вырос на 7% без учета инфляции, говорит управляющий партнер компании Алексей Федоров. Больше всего кризис ударил, по его словам, по мелким региональным онлайн-магазинам, многие небольшие компании уходят с рынка.