«Газпром» предъявил «Нафтогазу» штраф в $2,5 млрд
Перед этим с января тарифы «дочки» «Нафтогаза» на транспортировку газа выросли в 1,5 раза«Газпром» направил счет «Нафтогазу Украины» на $2,5 млрд за не купленный в III квартале газ, сообщила российская компания. Согласно условию take-or-pay («бери или плати») «Нафтогаз Украины» должен был приобрести за этот период как минимум 10,5 млрд куб. м. Российский концерн ожидает оплаты штрафа в течение 10 дней. «Никаких договоренностей о неприменении правила take-or-pay за III квартал не было», – приводятся в сообщении слова предправления Алексея Миллера. Условие о выборке газа было отменено только в I, II и IV кварталах. В частности, Россия, Еврокомиссия и Украина на трехсторонних переговорах в марте 2015 г. договорились о неприменении take-or-pay по отношению к «Нафтогазу» в I и II кварталах. А в сентябре 2015 г. «Газпром» направил «Нафтогазу» письмо, где подтвердил неприменение этого принципа с 1 октября 2015 г. до 31 марта 2016 г. Таким образом, в течение I квартала 2016 г. принцип take-or-pay тоже не действует.
Украинская компания неоднократно заявляла, что не признает этот принцип и оспаривает его правомерность в арбитраже в Стокгольме. «Газпром» и «Нафтогаз» спорят там с 2014 г. Общая сумма требований «Газпрома» к украинской компании оценивается в $29,2 млрд, из них за не выбранный в 2012–2014 гг. газ – $26,7 млрд. Сумма требований «Нафтогаза» – $11–16 млрд.
Обойти Украину
Договор о транзите газа «Газпрома» по территории Украины истекает в 2019 г. Еще в середине 2015 г. заместитель председателя правления монополиста Александр Медведев заявлял, что нового контракта не будет. Но проекты, которые должны были обойти Украину, – «Южный поток» и его преемник «Турецкий поток» – забуксовали. Россия пока не планирует полностью прекращать транзит газа через Украину после окончания действия контракта в 2019 г., но окончательное решение будет зависеть от переговоров «Газпрома» и «Нафтогаза», заявил на прошлой неделе министр энергетики России Александр Новак.
Во вторник «Нафтогаз» заявил, что по-прежнему не признает действие условия take-or-pay. «Правомерность претензий «Газпрома», основанных на положении «бери или плати», определит суд», – подчеркивается в заявлении «Нафтогаза». Тогда сумма общих требований «Газпрома» к «Нафтогазу» может увеличиться почти до $32 млрд. «Это очередное требование, которое соответствует предыдущим объявленным требованиям», – считает аналитик UBS Максим Мошков. «Газпром» все делает в соответствии с договором, так как готовится к слушаниям в стокгольмском суде, считает ведущий юрист «Пепеляев групп» Павел Кондуков: «Очевидно, «Газпром» своевременно должен успеть предъявить все досудебные претензии, дождаться ответа или отказа и затем предъявить это в суде». Устные слушания по основному иску запланированы на февраль-март этого года, решение ожидается в июне.
С 1 января Украина ввела новые правила по транзиту газа и ценообразованию на услуги по транспортировке. Тарифы «Укртрансгаза» («дочка» «Нафтогаза») теперь устанавливаются не в процессе переговоров компаний, их рассчитывает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев ранее говорил, что любая компания должна привести контракты по транспортировке к этим правилам, так как они соответствуют нормам энергетического законодательства ЕС. Во вторник министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин сообщил, что стоимость транспортировки газа через Украину по новым правилам вырастает до $4,5 за транспортировку 1000 куб. м на 100 км (ранее $2,7). Коболев заявлял, что готов к переговорам с «Газпромом» по поводу платы за транзит и в случае их «безрезультатности» Киев «оставляет за собой право обратиться в суд» (цитата по ТАСС).
Это внутреннее требование Украины, которое может повлиять на контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» по транзиту, стороны должны найти решение или решить вопрос в суде, считает источник в Еврокомиссии. «Новые требования должны быть прописаны в отдельном соглашении. «Нафтогаз» не может в одностороннем порядке менять условия транзитного договора», – отмечает Мошков.
«Газпром» может оспорить удорожание транзита в Стокгольме, считает Кондуков: «Одна из сторон может отказаться от условий, ухудшающих положения контракта, если договор это предусматривает. Но это зависит от того, по какому праву – российскому, украинскому или другому – регулируется договор. Согласно международно-правовому принципу защиты инвестиций стороны должны быть защищены от ухудшения условий». Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.