Росстат: в 2015 году сильнее всего подорожали крупы и сахар – в среднем на 40–42%
Алкоголь, напротив, оказался в отстающихВсе вышеперечисленные товары-рекордсмены так или иначе завязаны на валюту. Например, 10–15% сахара традиционно производится из импортного тростникового сырца – несмотря на то что в течение года его долларовая цена снижалась, в рублях она все равно выросла, указывает заместитель руководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Сезонный переход на отечественное сырье привел лишь к небольшой коррекции среднегодовой цены, констатирует Снитко: потребление сахара мало зависит от колебания цен. Впрочем, предправления Союзроссахара Андрей Бодин убежден, что цена 2015 г. лишь догнала реальную цену недооцененного в 2012–2014 гг. товара. Кроме того, при 60% импортной составляющей в структуре себестоимости свекловичного сахара производители, не подними они цены, потеряли бы интерес к этому бизнесу, добавил он.
Рекордсменами среднегодовой продовольственной инфляции 2015 г. стали бакалейные товары: крупа (+41,8% по сравнению с 2014 г.), сахар (+39,7%), подсолнечное масло (+31%), подсчитал Росстат. В среднем за январь – декабрь 2015 г. цены на продовольствие выросли на 20,8% против средних 10,2% за 2014 г., подсчитала служба (подробнее см. таблицу). Общая инфляция за тот же период была 15,5% против 7,8% за январь – декабрь 2014 г.
В декабре 2015 г. индекс потребительских цен по сравнению с тем же месяцем 2014 г. составил 12,9%, в том числе индекс цен на продовольственные товары – 14%. Таким образом, по итогам прошлого года темп роста цен стал максимальным за последние семь лет (см. статью и график на стр. 04).
В сентябре 2015 г. министр сельского хозяйства Александр Ткачев в интервью «Российской газете» заявил, что ожидает продуктовую инфляцию по итогам года на уровне не более 15%.
Среди основных крупяных культур – гречки и риса – последний в основном импортный (за исключением круглого риса), что также влияет на цены, говорит Снитко. Гречку же подкосил недобор из-за рано выпавшего в 2014 г. снега в Сибири: весной ее собрали, но так как торгуют гречкой не так много компаний, движение цен вверх в первой половине года было заметно резким, поясняет Снитко.
Доля сырья в розничной цене подсолнечного масла «очень существенна», указывает директор «Совэкона» Андрей Сизов. А так как около 30% всего производимого в России масла экспортируется, то и внутренние рублевые цены на него поднимаются одновременно с девальвацией рубля, продолжает он.
Следом за бакалеей рекорд подорожания поставила, по данным Росстата, плодоовощная продукция: в среднем за 2015 г. она прибавила в цене 29,5%. Свекла, морковь, капуста, лук, картофель производятся в России, цены на них выросли за прошлый год незначительно, говорит гендиректор подмосковного совхоза им. Ленина Павел Грудинин. Зато некоторые сезонные импортные товары, по его словам, подорожали сразу на 70%. Цена на них зависит от курса доллара и евро, кроме того, из-за продэмбарго поставщики начинают диктовать новые правила, сетует Грудинин.
Рыба в среднем подорожала на 28,7%, что, по мнению гендиректора Русской рыбной компании Дмитрия Дангауэра, вполне ожидаемо, так как «цена рыбной продукции выросла вместе со всем продовольствием». Ускорение темпа инфляции в 2015 г. обусловлено волатильностью курса доллара – в 2014 г. этот фактор еще не успел так отразиться на ценах, поясняет он. С ним согласен и президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. Кроме того, продовольственные санкции снизили конкуренцию и российских производителей ничего не сдерживало, заметил он.
Рост цены, приводимый Росстатом, может быть даже занижен, не исключает Дангауэр: «На атлантический лосось цены выросли как минимум в 2 раза».
Мясо же дорожало вдвое медленнее рыбы. И рынок насыщен (производство в среднем по отраслям выросло в 2015 г. на 3–5%), и спрос снижается (на 1–2%), поясняет президент Мясного совета ЕЭК Мушег Мамиконян.
Медленнее всех в продуктовой корзине дорожал алкоголь – на него цена, по расчетам Росстата, выросла лишь на 11,9% в среднем за прошлый год. Причина – замораживание на 2015 г. ставки акциза на крепкие напитки, составляющие большую часть рынка, указывает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Импорт же, по данным Центра исследований алкогольного рынка, существенно сократился по всем группам: начиная от 11% в категории джина (в объемном исчислении) до 75% в категории водки.