Перевозки по железной дороге продолжают сокращаться
РЖД удалось удержать снижение погрузки в пределах 1% в 2015 году, но перспективы 2016 года не радужныГрузовые перевозки по железной дороге в 2015 г. снизились по сравнению с 2014 г. на 1% до 1,215 млрд т, сообщила РЖД. Ранее президент РЖД Олег Белозеров прогнозировал падение на 1,8%, но обещал президенту России Владимиру Путину улучшить этот показатель. Еще в ноябре на заседании правительства министр транспорта Максим Соколов оценивал падение погрузки по итогам года в 1,5%. Кроме того, чиновник прогнозировал снижение тарифного грузооборота на 0,7%. В 2015 г. грузооборот составил 2304,3 млрд тарифных тонно-километров, выше чем в 2014 г. на 0,2%.
Сократить падение удалось благодаря росту погрузки угля на 2,5% до 323,3 млн т. На 2,7% до 18,7 млн т выросла также перевозка зерна. Прирост погрузки цветной руды и серного сырья составил 6,1% (до 20,4 млн т), лесных грузов – 2% (до 39, 5 млн т). Сильнее всего упала отгрузка цемента – на 11% до 28,6 млн т, строительных грузов – на 7,4% до 131 млн т, нефти и нефтепродуктов – на 2% до 251,2 млн т.
Отгрузка на РЖД падала весь год. Расти она начала только в ноябре – за месяц выросла на символические 0,1% в сравнении с предыдущим годом. В декабре РЖД перевезла уже на 1,1% больше грузов, чем в декабре 2014 г. Грузооборот за декабрь 2015 г. вырос к декабрю прошлого года на 1,6% и составил 201,9 млрд тарифных тонно-километров.
В 2016 г., говорил в декабре Белозеров, РЖД ожидает роста погрузки на 1,6% (его слова передал «Интерфакс»). Эта цифра базируется на прогнозах, которые делались в 2015 г., отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Этот уровень был достижим, хотя и весьма оптимистичен для ноября 2015 г., но то, что произошло на международных товарно-сырьевых и финансовых рынках в декабре и начале января, резко ухудшит показатели экономики и промышленности России. Бурмистров считает, что конъюнктура экспортных рынков, динамика инвестиционного и потребительского спроса не дают предпосылок к возможному росту погрузки, который бы компенсировал сокращение перевозок минерально-строительных грузов и нефти. Экспортные цены на руду и металлы – на исторических минимумах, а спрос со стороны машиностроения и строительной отрасли в 2016 г. продолжит снижаться, указывает эксперт. Как и в 2015 г., могут увеличиться перевозки угля, но не более чем на 0,5–1%, прогнозирует Бурмистров. «Это не сможет вытянуть погрузку в 2016 г. Показатели и в 2015 г. могли быть ниже, если бы не замещение внутренними перевозками импорта с Украины. В этом году этот фактор уже не сыграет роли, а сжатие экономики продолжится», – заключает Бурмистров.