Китайская госкомпания может стать акционером «Таас-Юрях»

Фонд Skyland Petroleum Group готов уступить госкомпании 20% «Таас-Юрях», а себе оставить 9%
«Роснефть» выбирает, с кем поделиться долей в Среднеботуобинском месторождении
«Роснефть» выбирает, с кем поделиться долей в Среднеботуобинском месторождении / АО «РНГ»

Некая китайская госкомпания может купить у «Роснефти» долю в ООО «Таас-Юрях нефтегазодобыча» вместе с фондом Skyland Petroleum Group (SPG), рассказал Bloomberg президент SPG Дэвид Робсон. «Мы нашли хорошего партнера – крупную китайскую госкомпанию, которая до сих пор не работала в России», – рассказал Робсон. Название компании Робсон не раскрыл, отказался от комментариев и представитель «Роснефти». По словам Робсона, новый партнер может получить две трети из пакета в 29%, о покупке которого SPG предварительно договорился с «Роснефтью» в июне прошлого года. Сумма сделки, по словам Робсона, равнозначна цене, по которой в 2015 г. долю в «Таас-Юрях нефтегазодобыче» купила британская BP. Тогда компания заплатила $750 млн за 20%, SPG вместе с китайским партнером планируют заплатить $1,1 млрд за 29%. Цена на нефть Brent между тем за это время упала почти вдвое. SPG планирует договориться о деталях сделки с партнером в начале следующего месяца, рассказал Робсон. Когда может быть закрыта сделка с «Роснефтью», он не знает.

Среди крупных китайских госкомпаний в России уже работают CNPC (владеет 20% в «Ямал СПГ») и Sinopec (владеет 10% в «Сибуре» и долей в «Удмуртнефти»). Не представлена пока крупная CNOOC, говорит президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Но, по его словам, ситуация, когда китайская госкомпания использует в переговорах посредника, пусть и китайского, выглядит странно. Китайским партнерам «Роснефти» не нужны помощники в переговорах, они сами могут быстро связаться с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, говорит эксперт. Теоретически с помощью частного посредника госкомпания может выяснить какие-то условия сделки, но если они окажутся интересными, то частный игрок тут же исчезнет, считает Санакоев.

Цена месторождения

$2,5 млрд – столько в 2012–2013 гг. «Роснефть» заплатила за консолидацию «Таас-Юрях нефтегазодобычи»

«Таас-Юрях нефтегазодобыча» разрабатывает одно из крупнейших месторождений Восточной Сибири – Среднеботуобинское. Месторождение находится в Якутии и подключено к ВСТО трубопроводом в 169 км. Извлекаемые запасы по категории С1 + С2 год назад составляли 167 млн т нефти и конденсата и 180,5 млрд куб. м газа. Добыча нефти на месторождении началась в октябре 2013 г. и сейчас составляет около 1 млн т в год, а после 2017 г. по плану «Роснефти» будет добывать больше 5 млн т в год. Нефть со Среднеботуобинского пойдет на нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия «Роснефти» на Дальнем Востоке, а также в КНР на проектируемый Тяньцзиньский НПЗ, рассказывал Сечин.

Компания ищет партнеров для «Таас-Юрях нефтегазодобычи» как минимум с 2013 г.: тогда 49% могла купить китайская CNPC. Но сделка не состоялась – компании не договорились о цене. Первого партнера – BP – «Роснефть» привлекла всего полгода назад, но интерес к месторождению проявляет много компаний. Например, 29% в «Таас-Юрях нефтегазодобыче» хотят купить индийские компании Indian Oil Corp. и Oil India, сообщало в декабре 2015 г. Reuters. «Роснефть» обсуждала разработку месторождения с эмиратской Mubadala Petroleum, сообщал представитель президента в августе. «Все хотят, все будет зависеть от цены», – рассказывал «Ведомостям» источник в «Роснефти». Другой человек в компании говорил, что «Роснефть» больше интересуют стратегические партнеры, так что «Роснефть» стремится привлекать в проект мейджоров, которые имеют компетенции в нефтяной отрасли.

Скорее всего, переговоры затянулись, так как стороны обсуждают дальнейшее финансирование проекта, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Роснефть» может продать долю той компании, которая предоставит проекту больше денег, считает он. Вопрос может быть даже не в сумме, а в скорости разработки, говорит заместитель начальника управления рынка акций «Велес капитала» Василий Танурков. У «Роснефти» падает добыча (по итогам 2015 г. упала на 1%), а значит, компания платит меньше налогов (НДПИ и пошлиной облагается тонна нефти), напоминает он. В условиях падения цен на нефть компании выгоднее было бы приостановить разработку месторождения, но бюджету нужны деньги, а значит, «Роснефти» важно обеспечить неснижение добычи нефти, отмечает он.