«Аэрофлот» мог занять половину рынка после ухода «Трансаэро»

Другим компаниям нужно консолидироваться, чтобы конкурировать с ним, либо их ждет сокращение бизнеса
«Аэрофлот» – главный бенефициар ухода с рынка «Трансаэро»
«Аэрофлот» – главный бенефициар ухода с рынка «Трансаэро» / Е. Егоров / Ведомости

Прекращение операционной деятельности «Трансаэро» – главное событие пяти лет в отрасли. Лидеры уходят примерно раз в пять лет. Так происходит не только в России, то же самое – в США», – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Трансаэро» – это урок для всей авиатранспортной отрасли, для тех авиакомпаний, которые выбирают безответственную стратегию роста любой ценой, небрежны с финансами и действуют без оглядки на других игроков, говорит представитель «Аэрофлота».

«Трансаэро», вторая авиакомпания России (перевозки за девять месяцев – 11,2 млн человек), прекратила полеты 1 октября по решению правительства. Долги компании оценивались в 250–260 млрд руб. Владельцы, супруги Плешаковы, выбрали неверный способ спасти авиакомпанию, рассказывали чиновники: «Трансаэро» демпинговала, чтобы наращивать пассажиропоток и за счет этого нивелировать риск банкротства и добиться помощи.

Перевозить пассажиров «Трансаэро» было поручено «Аэрофлоту». Он с «дочкой» «Россией» получил на год 56 лучших направлений «Трансаэро».

Решили проблему

«Ютэйр» договорилась с 11 банками о реструктуризации долгов на 43 млрд руб. Сговорчивее банки сделала история с «Трансаэро», когда стало понятно, что государство спасать никого не будет и можно потерять все, рассказывал человек, близкий к этому процессу.

Аналитики Газпромбанка и «Ренессанс капитала» подсчитали, что «Аэрофлот» заберет большую часть пассажиров «Трансаэро» и доля группы превысит 50%. «Рынок авиаперевозок в 2016 г. будет снижаться, но группа «Аэрофлот» планирует увеличить пассажиропоток, при этом доля группы не будет превышать 50%», – парирует представитель авиакомпании.

Ожидалось, что после ухода «Трансаэро» резко вырастут цены на билеты. Этого не произошло, в том числе благодаря регуляторам. «Аэрофлот» до конца марта снизил тарифы на все российские направления на 10%. За три дня до этого руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскритиковал госперевозчика: «Только ленивый губернатор не жаловался на повышение тарифов [«Аэрофлота»]».

По данным aviasales.ru, в эту зимнюю навигацию стоимость авиабилета снизилась в сравнении с 2014 г. по направлениям из Москвы в Сочи, Симферополь, Кишинев. «Эти рейсы субсидируются, и за ними следят регуляторы, и компании держат цены на все билеты на низком уровне», – говорит PR-директор aviasales.ru Янис Дзенис. Рост цен наблюдается на некоторых популярных международных направлениях. Например, в Таиланд сильно сократились провозные емкости, плюс рост курса доллара, объясняет он.

Несмотря на уход «Трансаэро», сохранилась высокая конкуренция, отмечает представитель S7, оговариваясь, что авиакомпании стали меньше продавать билетов по низким ценам.

«Зимняя навигация 2015–2016 гг. будет для авиакомпаний очень сложной, спрос скорее всего продолжит падать», – говорит Мартиросов. Конкурировать с «Аэрофлотом», который имеет серьезную поддержку в виде валютной выручки на международных направлениях и транссибирских роялти, остальным игрокам будет тяжело, отмечает аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. «Крупным авиакомпаниям может помочь консолидация рынка. Речь не столько о слияниях и поглощениях, сколько об уходе менее эффективных игроков и перераспределении их пассажиропотоков и, возможно, парка. Сам «Аэрофлот» пока будет занят внутренним ростом – интеграцией доставшихся от «Трансаэро» самолетов и маршрутов и объединением дочерних авиакомпаний на базе «России». Борис Рыбак из Infomost согласен, что конкурировать с таким гигантом, как «Аэрофлот», остальные игроки не смогут и их ждет сокращение бизнеса.