«Дикси» меняет руководство и готовит новую стратегию
Бурный рост больше не первоочередная задача, главное – повышение эффективностиТретий по обороту российский продовольственный ритейлер – группа компаний «Дикси» объявила о смене президента. Вместо Ильи Якубсона, занимавшего эту должность последние шесть лет, с 21 декабря сеть возглавил Сергей Беляков. Это решение совет директоров принял 18 декабря, сообщила компания. Сам Якубсон продолжит быть зампредом совета директоров ритейлера.
Беляков ранее работал вице-президентом и управляющим директором группы «Меркурий», объединяющей активы ее основных акционеров и владельцев самой «Дикси» Игоря Кесаева и Сергея Кациева, а также в Evraz и компаниях группы «Интеррос». Беляков в последние несколько лет был «ближайшим соратником» основного владельца «Дикси» – Кесаева, говорится в сообщении ритейлера.
Якубсон «за шесть лет руководства вывел компанию в число лидеров отечественного ритейла», приводятся в сообщении «Дикси» слова Кесаева: «Дикси» открыла более 2000 магазинов, увеличила годовой оборот в 5 раз и заняла заметное место на рынке».
Неустойчивый рост
В ноябре выручка «Дикси» увеличилась на 17,9% до 23,5 млрд руб., хотя в октябре доходы ритейлера выросли на 19,2%. Выручка в сопоставимых магазинах «Дикси» за III квартал упала на 1,8% из-за снижения трафика на 7,5%.
«Дикси», как и некоторые другие ритейлеры, во втором полугодии 2015 г. столкнулась с замедлением роста выручки и оттоком покупателей (подробнее см. врез). С сентября руководство сети также начало готовить инвесторов к тому, что может не состояться запланированная в начале года покупка другого розничного проекта основных акционеров сети – сети алкомаркетов «Бристоль». В итоге сделка не состоялась, а в декабре сеть избавилась и от миноритарной доли «Бристоля», продав 33% за 1,83 млрд руб. Как говорили тогда два источника «Ведомостей», покупателем стал Кациев.
Смена руководства «Дикси» стала сюрпризом для рынка, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Красноперов: «Несмотря на то что источники на рынке обсуждали вероятные перестановки с середины года, эти сообщения казались скорее маловероятными слухами».
Главная задача сейчас – повышение эффективности, сказала представитель «Дикси» Екатерина Куманина: если раньше это предполагало активное развитие сети, то сейчас задача – повысить операционную эффективность, EBITDA и акционерную стоимость. «Дикси» работает над новой стратегией, она может быть утверждена в первом полугодии 2016 г., добавила она.
Смена топ-менеджмента – это всегда дополнительные риски, отмечает Красноперов. С другой стороны, намерение компании сосредоточиться на повышении эффективности – «абсолютно правильный фокус», добавляет он.
Главный вопрос – сможет ли новая команда «Дикси» доработать и применить стратегию продаж с учетом изменившегося поведения потребителей, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. С точки зрения логистической инфраструктуры, организационной структуры и темпов органического роста ГК «Дикси» находится в отличном состоянии, считает эксперт: «Проблемы связаны со снижением операционной эффективности магазинов и ассортиментом, в котором недостает новинок, но есть избыток собственных торговых марок низкого ценового сегмента, а также со снижением ценовой конкурентоспособности и недостаточной промоактивностью».
Основные идеи будущей стратегии «Дикси» представила поставщикам в октябре 2015 г. (копия презентации есть у «Ведомостей»). Например, для «магазинов у дома» предполагается улучшение ассортимента, промоакций, общего восприятия магазинов и ценового позиционирования, а также запуск программы лояльности. Кроме того, как следует из презентации, «Дикси» надеется на фактически двукратный рост своего бизнеса – с примерно 2670 магазинов сейчас до более 6000 точек в 2020 г.