Европа проверит «Северный поток – 2»
Европейцы сомневаются, что проект «Газпрома» и его партнеров соответствует Третьему энергопакетуПредседатель Совета Европы, премьер-министр Польши Дональд Туск раскритиковал проект «Газпрома» «Северный поток – 2», передало Reuters. По его словам, он не соответствует нормам ЕС по диверсификации импорта газа и подрывает транзитную роль Украины. Туск заявил, что Еврокомиссия проводит анализ соответствия проекта нормам ЕС. «Северный поток – 2» нацелен на поставку природного газа на единый внутренний рынок газа ЕС и отвечает политике ЕС по построению взаимосвязанного, ликвидного и гибкого рынка газа без национальных границ, парирует представитель Nord Stream – 2. Его коллеги из «Газпрома» и Еврокомиссии не ответили на запросы «Ведомостей».
«Северный поток – 2» – труба мощностью 55 млрд куб. м газа в год, которая должна пройти по дну Балтийского моря. Проект стоимостью $11 млрд реализуют «Газпром» (50%), BASF, E.On, Engie, OMV и Shell (у всех по 10%). Первый «Северный поток» такой же мощностью был запущен в 2010 г. компанией Nord Stream. В ней у «Газпрома» 51%, у E.On и Wintershall – по 15,5%, у Engie и Gasunie – по 9%.
Против нового проекта выступают 10 стран ЕС, в том числе Польша и Словакия, а также Италия. Украина заявляет, что лишится $2,2 млрд платы за транзит. Поддерживает проект Германия.
«Газпром» с партнерами исходят из того, что Третий энергопакет не тормозит реализацию «Северного потока – 2», так как поставщик газа и оператор трубы – разные компании, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Основными факторами, которые могут сподвигнуть Еврокомиссию к негативному решению по поводу «Северного потока – 2», принято считать ценообразование, приоритетное пользование трубой и др., перечисляет руководитель международно-правовой практики «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич. «Газпром» может обойти правила Третьего энергопакета, если откажется от доставки газа как можно ближе к конечному потребителю и согласится продавать топливо на границе ЕС, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «Разумеется, придется договориться о пересмотре действующих контрактов».