PepsiCо продала завод, где с 1980 года разливалась газировка Pepsi-Cola

Покупателем стал производитель «Напитков из Черноголовки»
Американская PepsiCo продала завод, с которым начала сотрудчичать 35 лет назад
Американская PepsiCo продала завод, с которым начала сотрудчичать 35 лет назад / Владимир Акимов / РИА Новости

Американская PepsiCo продала компании «Аквалайф» новосибирский завод по производству бутилированной воды и прохладительных напитков «Соболь аква». Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Аквалайфа» и подтвердил представитель российского подразделения PepsiCo. По их словам, сделка была закрыта 1 декабря 2015 г. Ее сумму они раскрыть отказались.

Производственная компания «Аквалайф» оплатит покупку из собственных средств, заявил ее гендиректор Алексей Четвергов. Выручка ООО «ПК «Аквалайф» по РСБУ, согласно «СПАРК-Интерфаксу», в 2014 г. составила 2,2 млрд руб., чистая прибыль – 7,7 млн. Консолидированные показатели одноименной группы Четвергов не называет (как и не раскрывает имена ее владельцев), но уверяет, что денег должно хватить. По оценке гендиректора компании «Новый дом» Михаила Геца, новосибирский завод мог обойтись «Аквалайфу» в 1,3 млрд руб. без учета стоимости оборудования.

«Соболь аква» известна еще с советских времен: тогда она называлась Новосибирским пиввинкомбинатом, где в 1980 г. начала разливаться Pepsi-Cola. Спустя 28 лет, в 2008 г., PepsiCo купила завод у структур, подконтрольных, по данным участников рынка, водочному магнату Юрию Верясову, писали тогда «Ведомости». Решение продать актив связано с оптимизацией производственных мощностей компании, уточнил представитель PepsiCo. За последний год это второе предприятие, с которым приходится расстаться американской компании: в марте 2015 г. PepsiCo объявила о закрытии завода в подмосковном Раменском.

Запасной аэродром

Помимо проданного завода у PepsiCo в Новосибирске есть еще один – доставшийся вместе с производителем соков «Лебедянским». В 2013 г. через суд его сноса потребовало территориальное управление Росимущества, заявив, что землю под заводом PepsiCо заняла незаконно. Дело закончилось ручным вмешательством правительства, подписавшего распоряжение о безвозмездной передаче участка. Ранее планировалось запустить завод осенью 2015 г., но в сентябре издание «Деловой квартал» со ссылкой на чиновников областного правительства сообщило о переносе запуска на год. Представитель PepsiCo это не комментирует.

Тем не менее напитки PepsiCo под брендами Pepsi, 7UP, Mirinda, Aqua Minerale продолжат разливаться на «Соболь аква» по договору копакинга и после продажи, уточнили представители «Аквалайфа» и PepsiCo. По словам последнего, это взаимовыгодно: PepsiCo сотрудничество позволит оптимизировать производство, продолжая выпускать свою продукцию на этих же мощностях, а новый владелец сможет модернизировать завод.

Впрочем, бренды покупателя (основные марки – «Напитки из Черноголовки», Aqualife) также будут разливаться в Новосибирске, отметил Четвергов. Именно для этого «Аквалайф» уже купил дополнительную линию розлива в стеклянную бутылку, которая должна заработать к лету, уточнил представитель компании. В течение трех лет «Аквалайф» намерен инвестировать в модернизацию и установку дополнительных линий розлива на «Соболь аква» 500 млн руб., что позволит увеличить розлив на новосибирском предприятии как минимум в 2 раза – до 100 млн л в год. Сейчас «Аквалайф» производит свои напитки на собственном заводе в подмосковной Черноголовке.

Также покупка «Соболь аква» позволит группе «Аквалайф» улучшить эффективность работы дистрибуции и, как следствие, увеличить долю на российском рынке безалкогольных напитков, отмечает Четвергов. Сейчас «Аквалайф» занимает 4-е место среди крупнейших производителей лимонада с долей рынка 5%. Теперь цель, по словам Четвергова, – довести долю рынка «Аквалайфа» до 10%.

Категория лимонадов в России стагнирует, свидетельствуют данные Nielsen: по итогам 2015 г. их продажи сократятся на 2% в натуральном выражении. «Аквалайф» специализируется на продукции выше среднего ценового сегмента, зарабатывать он все равно будет больше производителей недорогих лимонадов, уверяет Четвергов. Более того, по его словам, компания сейчас рассматривает предложения по покупке заводов на Дальнем Востоке и юге России. Потребители лимонадов не привязаны к бренду и в большинстве случаев принимают решение о покупке на основе цены: 45% всех продаж в натуральном выражении формирует именно низкоценовой сегмент, замечает аналитик продовольственной группы «Nielsen Россия» Александра Пескова.

Прежде «Аквалайф» хотел строить завод в Новосибирске стоимостью 1,5 млрд руб., сообщал весной этого года портал «РБК.Новосибирск». После сделки с PepsiCo от этих планов решено отказаться, заверил Четвергов.