«Аэрофлот» снижает тарифы почти на все российские направления

«Трансаэро» уже не летает, но авиакомпании продолжают ценовые войны
Снижение тарифа касается только рейсов, выполняемых самим «Аэрофлотом»
Снижение тарифа касается только рейсов, выполняемых самим «Аэрофлотом» / А. Махонин / Ведомости

«Аэрофлот» проводит новогоднюю акцию: тарифы на билеты на все российские направления с вылетом с 14 декабря до 26 марта снижаются на 10%, сообщила компания. Скидки не коснутся билетов эконом-класса на рейсы из Москвы в Симферополь, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. На них и так установлен очень низкий «плоский» тариф.

Акция распространяется на все классы обслуживания (эконом-, комфорт- и бизнес-), продажи по ней начались 11 декабря и продлятся до 26 марта включительно. Снижение тарифа касается только рейсов, выполняемых самим «Аэрофлотом» (а не совместно с дочерними авиакомпаниями), но сборы остаются прежними. Поэтому конечная цена билета снизится меньше чем на 10%, уточняет представитель компании.

«Насколько подешевеют билеты, зависит от рейса и класса обслуживания: например, самый дешевый билет в Санкт-Петербург стоит 2400 руб., из которых 1500 руб. – сборы (не снижаются) и 900 руб. – тариф, но в бизнес-класс тариф составляет уже 22 500 руб.», – отмечает PR-директор aviasales.ru Янис Дзенис.

За три дня до объявления акции руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в очередной раз раскритиковал госперевозчика за поведение на рынке. «Аэрофлот» мало того что получил международные направления «Трансаэро», так еще и тарифы поднял <...> Только ленивый губернатор не жаловался на повышение тарифов <...> Они [«Аэрофлот»] получили устное предупреждение, потом не за горами письменное возбуждение дела», – возмущался Артемьев. Он добавил, что в зимний сезон цены должны не расти, а падать.

Австрия непобедима

100%-ная «дочка» «Аэрофлота» – дискаунтер «Победа» закрыл продажи на рейсы в Зальцбург три дня спустя после их старта и отказался от направления, передал «Интерфакс» со ссылкой на представителя авиакомпании. Компания планировала летать в Зальцбург с нового года каждую субботу. В итоге состоится лишь два рейса – 2 и 9 января. Представитель «Победы» объясняет отказ от направления низким спросом – было продано лишь 34 билета.

Пресс-служба ФАС, правда, уточнила тогда, что дело в уходе «Трансаэро» (прекратила полеты с 26 октября, продажи билетов – с 1 октября) и уменьшении общих провозных емкостей: загрузка оставшихся самолетов выросла, стало продаваться больше дорогих билетов, в результате выросли цены в среднем.

Представитель «Аэрофлота» не комментирует претензии ФАС. «Да, это [акцию] можно считать реакцией на предупреждение», – полагает представитель антимонопольной службы.

«Скорее это ответ на действия S7, которая 30 ноября ввела тарифы без права провоза багажа, которые на 1000 руб., а на большинстве направлений – на 2000 руб. ниже, чем с багажом: паритет цен нарушился, все бросились следом – «Ютэйр», «Уральские авиалинии» (позже отменили безбагажные тарифы), теперь акцию запустил «Аэрофлот», – говорит гендиректор компании «Билетикс» Александр Сизинцев. Средняя стоимость билета по России в одну сторону – 7500 руб., из которых тариф – примерно 5500–6000 руб. То есть «Аэрофлот» снизил цены на 600 руб., это незначительно по сравнению с тем, что сделали S7 и «Ютэйр», продолжает Сизинцев.

«Предновогодние скидки на билеты – это очень странно, логичнее было бы начать акцию с 12 января. Значит, с загрузкой сейчас плохо и акция должна ее поддержать, а также приблизить цены к уровню конкурентов», – рассуждает гендиректор Ozon Travel Дмитрий Яковлев.

«Начинается очередная ценовая война вопреки прогнозам, что после ухода «Трансаэро» цены будут расти. Ценовые войны еще никому добра не приносили», – констатирует Сизинцев. S7 начала готовиться к введению безбагажных тарифов примерно полгода назад, обсуждала это с партнерами, в том числе визуализацию тарифов на сайте. Руководство S7 уверяет, что цель тарифов – повышение собственной доходности и прибыли, что все рассчитано и тарифы не будут убыточными, продолжает он. В пресс-службе S7 не стали комментировать акцию «Аэрофлота».

«Избыток провозных емкостей сохраняется и после ухода «Трансаэро», плюс сезонное снижение спроса, падающий рубль не дают большого потенциала для роста цен на билеты. И снижение НДС на внутренних перевозках (с 18 до 10% с июля) позволило авиакомпаниям несколько выправить финансовое состояние и продолжать жесткую ценовую конкуренцию», – говорит глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.