«Мечел» не может начать поставки рельсов РЖД
РЖД пока не покупает новые рельсы «Мечела» – компании не могут договориться об условиях«Мечел» потратил $750 млн на строительство универсального рельсобалочного стана в Челябинске (запуск был в 2013 г.). На этом стане можно делать до 1,1 млн т балки или рельсов в год. Для этого компания построила полный производственный цикл – от выпуска конвертерной стали до конечной продукции. В июле 2015 г. «Мечел» получил сертификат на поставку РЖД 100-метровых рельсов. Тогда же гендиректор «Мечела» Олег Коржов говорил, что компания готова произвести и поставить для железнодорожной монополии 140 000–150 000 т рельсов до конца года, если сторонам удастся договориться о цене. Но договориться не удалось, утверждает источник, знакомый с ходом переговоров.
Мы продолжаем вести переговоры с РЖД о поставке рельсов, отметил представитель «Мечела», представитель РЖД сказал, что в 2015 г. у компании рельсы они не покупали: «Это связано с тем, что «Мечел» только в III квартале получил сертификат на рельсовую продукцию».
«РЖД предлагает цену, аналогичную цене на рельсы Evraz, однако «Мечел» эта цена не устраивает, так как Evraz получает скидку на перевозку сырья и рельсов, а также скидки на рельсовый лом, который РЖД поставляет компании», – говорит источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон. Подтвердить это не удалось. Коммерческие переговоры о поставке рельсов представители РЖД и «Мечела» комментировать отказались.
Как выбрать рельсы
До сих пор единственным российским поставщиком РЖД остается Evraz. С появлением нового игрока РЖД будет определять поставщиков между ними «в соответствии с долгосрочными договорами», сказал представитель РЖД. В последний раз РЖД проводила аукцион по закупкам рельсов в 2007 г., следует из данных сайта tender.rzd.ru.
РЖД закупает рельсы только у Evraz. За 2015 г. РЖД купила 617 000 т рельсов, из них 47 500 т – 100-метровых, говорит представитель монополии (РЖД планировала купить 600 000 т, в 2014 г. закупки были больше – 830 000 т).
В январе Evraz инициировал переговоры о повышении цены на рельсы на 10%, но чем они увенчались, стороны не говорили. «Сейчас Evraz поставляет РЖД рельсы, исходя из формулы цены», – отметил представитель Evraz, какие параметры используются в формуле, он не назвал. В мае Evraz получил скидку в 6% на перевозки своих грузов внутри России, следует из материалов РЖД. Скидка действует до конца года только для отправления грузов со станций Новокузнецка и Нижнего Тагила (обслуживают предприятия Evraz) и только при перевозке определенных объемов (12,5 млн т металлопродукции, 18 млн т железной и марганцевой руды, а также 20,2 млн т коксующихся углей). Сколько эта мера помогла сэкономить Evraz, представитель компании отвечать отказался. Представители РЖД и Evraz не стали говорить, ведут ли компании переговоры о продлении скидки на 2016 г. Ведет ли «Мечел» переговоры с РЖД о предоставлении аналогичных с Evraz преференций, представитель «Мечела» не сказал.
Сейчас «Мечел» на рельсобалочном стане производит балку и рельсы, балка составляет 90% производства, говорит представитель «Мечела». Балка востребована на строительном рынке, а рельсы поставляются крупным промышленным холдингам. Компания продолжает сертификацию рельсов для поставок Deutsche Bahn, идет сертификация рельсов для Евросоюза.
Тонна балки в среднем стоит около 30 000 руб., если Evraz поставляет РЖД рельсы в среднем по 33 000 руб. (данные на основании производственного отчета за первое полугодие), говорит Андрей Третельников из RMG, «Мечелу» будет невыгодно поставлять по такой цене рельсы. Если бы «Мечел» в июле договорился с РЖД о цене на 6% выше, то поставки 150 000 т рельсов до конца года принесли бы «Мечелу» 5,25 млрд руб. Сопоставимое количество балки «Мечел» может продать за 4,5 млрд руб.
При надлежащем обосновании «Мечел» может подать заявление в ФАС о том, что их права ущемляют, рассуждает юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк: из-за скидки РЖД себестоимость рельсов у Evraz ниже, чем у «Мечела». Представитель «Мечела» комментировать перспективы обращения в ФАС отказался.