Российское зерно дешевеет, в том числе из-за Турции
Эта страна – его крупнейший покупатель, и трейдеры, не знающие, чего ждать, сбивают ценыС 24 ноября по 7 декабря 2015 г. пшеница 3-го класса подешевела почти на 5% – с 11 850 до 11 300 руб./т, следует из данных Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). С середины октября цены на зерно постоянно росли (см. график). Причин падения несколько, говорит гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько: во-первых, сезонный рост предложения со стороны аграриев, традиционный для второй половины ноября; во-вторых – снижение мировых цен; в-третьих – опасения экспортеров, что вывоз зерна могут ограничить. Прежде всего – в Турцию, которая остается крупнейшим покупателем российского зерна в 2015/16 сельхозгоду (длится с июля по июнь).
Наименьшим снижение цен оказалось в портах черноморского побережья – здесь, подсчитал сотрудник одной из трейдерских компаний, 1 т зерна подешевела в среднем всего на 300 руб. Такое падение он объясняет как сравнительно крепким рублем (в середине ноября), так и традиционным предновогодним превалированием предложения над спросом. А вот на «малой воде» – в портах Азовского моря, ориентированных в большей мере на Турцию, – цены снизились ощутимо, говорит собеседник «Ведомостей». После того как Турция сбила российский бомбардировщик и российско-турецкие отношения оказались испорчены, в этих портах началась легкая паника, рассказывает он: испуганные производители стали пытаться скорее продать остатки зерна, а трейдеры, наоборот, были готовы даже приостановить продажи в Турцию.
Причины снижения цен исключительно спекулятивные, убежден председатель СПК «Знамя Ленина» (Краснодарский край) Юрий Хараман: «Трейдеры пытаются спровоцировать сельхозпроизводителей продавать зерно по бросовым ценам». Правда, большая часть фермеров, не имеющих хранилищ, успели продать зерно посредникам и теперь низкие цены – это их проблема, добавляет он.
В последние две недели экспортеры закупают у аграриев меньше товара и понижают закупочные цены, подтверждает сотрудник компании – экспортера зерна. «Мы действуем осторожно», – объясняет он.
Никаких задержек с отправкой зерна в Турцию нет, уверяют два топ-менеджера терминалов, работающих в портах Азовского моря. «Но обстановка нервная, все осторожны, хотя и грузят», – добавляет один из них. Контракты на покупку зерна заключаются с поставкой в январе – феврале 2016 г., а что будет к тому времени – неизвестно, объясняет он.
Причин для роста цен на зерно пока нет – чтобы это произошло, рынку нужна какая-то встряска, говорит Рылько. Такой причиной может быть возобновившийся рост курса доллара, считает собеседник «Ведомостей» из зернотрейдерской компании: с 1 декабря доллар подорожал на 3%, скоро это отзовется ростом и на зерновом рынке.
Последние три сезона Турция – крупнейший покупатель российского зерна, напоминает гендиректор аналитической компании «Прозерно» Владимир Петриченко. Правда, в 2015/16 сельхозгоду Турция закупит меньше из-за увеличения собственного урожая, добавляет он. Тем не менее на 1 декабря 2015 г., по его подсчетам, Россия уже поставила в эту страну 2 млн т зерна, в том числе 1,7 млн т пшеницы. Это 10,8% общероссийского зернового экспорта в текущем сезоне: по данным Россельхознадзора, на конец ноября Россия экспортировала 18,5 млн т зерновых. До конца сезона в Турцию может быть отправлено еще 1,5–1,7 млн т зерна, из них 1,1–1,3 млн т пшеницы, полагает Петриченко.
Россия ни в коем случае не будет ограничивать экспорт зерна в Турцию, заверил на прошлой неделе замминистра сельского хозяйства Евгений Громыко. Запрет на вывоз зерна в Турцию даже не обсуждается, подтвердил в понедельник вице-премьер Аркадий Дворкович. Если же сама Турция запретит ввоз российского зерна, то она «выстрелит себе в ногу», считает Петриченко из «Прозерна». На Россию приходится около 70% всего турецкого импорта зерновых, оценивал ранее аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик. Правда, у Турции есть подушка безопасности – в госфонде Turkish Grain Board хранится 2,6 млн т зерна, которые, по данным газеты «Коммерсантъ», могут быть проданы на внутренний рынок.
Запросы «Ведомостей» в Turkish Grain Board и минсельхоз Турции в понедельник остались без ответа.