Только треть нефтяных компаний задумались о продаже углеводородов за рубли

Государство давить на госкомпании в этом вопросе не намерено
Задуматься о переходе на рубли согласны только треть нефтяных компаний, выяснили аналитики EY
Задуматься о переходе на рубли согласны только треть нефтяных компаний, выяснили аналитики EY / Е. Разумный / Ведомости

Нужно начать серьезную проработку усиления роли рубля в расчетах, в том числе за продукцию российского ТЭКа, шире использовать национальные валюты в операциях с теми странами, с которыми мы ведем активную торговлю», – заявил в октябре президент Владимир Путин на заседании комиссии по развитию ТЭКа. Об этом он говорил и в 2014 г.

Но на конец 2015 г. только 34% нефтяных компаний рассматривают возможность перехода на расчеты в рублях с контрагентами по экспортным поставкам. Такой вывод сделали аналитики EY в блиц-опросе, который проводился в ноябре. Правда, еще пару лет назад желающих было значительно меньше, отмечают аналитики. Представители «Башнефти» и «Роснефти» отказались от комментариев. «Газпром нефть» уже отгрузила первую нефть за рубли: 110 000 т с Новопортовского месторождения, сообщала компания летом.

О том, что экспортировать нефть за рубли невыгодно, летом 2014 г. Владимиру Путину писал президент «Роснефти» Игорь Сечин, сообщал «Коммерсантъ». В случае рублевых расчетов дисконт к действующим ценам составит 11–15%, что приведет к сопоставимым потерям бюджета, опасался Сечин.

Президент нефтяников услышал. Летом 2015 г. госкомпании получили директиву, согласно которой должны предусмотреть в контрактах возможность расплаты за рубли, рассказывает федеральный чиновник. Но только возможность, и целевых показателей в директиве не было. За ее выполнение правительство будет спрашивать не жестко, добавляет он.

Перейти на расчеты в рублях без потерь для нефтяных компаний сейчас невозможно, согласен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Нефть котируется в долларах, а значит, компании будут выставлять рыночную цену в пересчете на рубли, объясняет он. Рубль волатилен и покупателю придется хеджировать риски, а также платить за конвертацию, но вряд ли он захочет нести эти потери самостоятельно, скидку придется сделать продавцу, говорит Полищук. Расчеты за рубли возможны, если рубль будет глобальной валютой, а для этого он должен быть крепким, не зависеть от одного экспортируемого товара вроде нефти и газа, заключает эксперт. «Если рубль станет по-настоящему свободной конвертируемой валютой – нет проблем, если будут созданы институты, которые позволят нам эффективно продавать без потерь за рубли – по тем же ставкам, которые мы сейчас имеем в торговых кредитах на международном рынке, то, конечно, мы перейдем», – говорил в интервью «Ведомостям» президент «Лукойла» Вагит Алекперов в июне 2014 г. По его словам, государство не призывает переходить на рубли.