Чиновники дали ритейлерам месяц на отказ от турецких овощей и фруктов
Но уже сейчас помидоры и мандарины портятся на таможнеРоссийское правительство запретило ввоз в Россию турецких овощей и фруктов. В понедельник на совещании у российского премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что ограничиваются две основные группы продовольствия – овощи и фрукты. Кроме них возможны еще некоторые «точечные» ограничения, добавил он (здесь и далее цитаты по стенограмме с сайта правительства).
Запрет начнет действовать с небольшой отсрочкой – «чтобы у покупателей, у наших торговых организаций было время, буквально несколько недель <...> чтобы переключиться на других поставщиков», объяснил Дворкович. В частности, это могут быть поставщики из Египта и «ряда других стран».
Заместить поставки овощей и фруктов из Турции одномоментно не удастся, поэтому ритейлеры очень признательны правительству за готовность предусмотреть переходный период, говорит президент Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. Нескольких недель, по его мнению, достаточно, чтобы не допустить дефицита и ценового скачка: сети как раз успеют перезаключить контракты с поставщиками. Но, кроме того, сети были бы признательны за содействие российских торговых представительств в установлении эффективных контактов с новыми поставщиками и за другие формы поддержки, продолжает Ломакин-Румянцев: например, действующих в Марокко квот на экспорт цитрусовых недостаточно, чтобы заместить турецкие поставки. Хорошо бы и надзорные органы оперативно выдали разрешения, необходимые для допуска на российский рынок новых поставщиков, замечает он.
Поставки турецкой промышленной продукции правительство решило пока не ограничивать, сообщил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Основная часть ограничений в отношении Турции вступит в силу с 1 января 2016 г., правительство посмотрит, как они работают, только после этого можно подумать о расширении перечня запретов – например, на сельхозпродукцию и промышленные товары, сказал он.
Пока ритейлеры ищут замену турецким продуктам. «Дикси» готова адаптироваться к ограничениям в ассортименте, но корректировать закупки и логистику начнет с появлением официального списка запрещенных продуктов, сказала представитель этой сети Екатерина Куманина. Компания «приложит все усилия для оперативной замены поставщиков», чтобы в преддверии Нового года ассортимент на прилавках не сильно поменялся, обещает она. Сеть гипермаркетов «Лента» намерена заменить часть турецкого продовольствия товарами из стран Северной Африки, говорит представитель компании Анна Мелешина. Представитель X5 Retail Group не ответил на вопросы «Ведомостей».
При составлении списка ограничений за основу брались «такие группы товаров, которые в турецком экспорте занимают существенное место и для российских потребителей ограничение по такому турецкому экспорту не будет являться критическим», заверил Шувалов.
Одна из наиболее заметных статей в российском импорте овощей – томаты: на Турцию приходится почти половина всего их импорта. «Мы проанализировали все поставки из Турции, и никаких особых проблем с замещением на московском рынке нет, – уверен руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. – Мы плотно работаем с Ираном, Азербайджан готов по томатам и огурцам заместить выпадающие поставки».
Сложности с поставками товаров из Турции у сетей возникли еще до введения эмбарго: перебои с поставками турецкого продовольствия в Россию возникают с прошлой недели, говорят два человека, близких к импортерам. Все грузы из Турции стали проходить не выборочный, а сплошной досмотр на таможне, поясняет один из собеседников «Ведомостей», в результате на южной таможне пропускная способность сейчас составляет около 10 контейнеров в день. За субботу было выпущено пять контейнеров из примерно 530. «Если эти помидоры испортятся, это убыток не для Турции, а для России: этот товар был оплачен и это убытки российских компаний», – рассуждает он.
На прошлой неделе об ужесточении контроля над турецким импортом заявил Россельхознадзор. «Вводим жесткие меры, это будет усиленный досмотр грузов и усиленный лабораторный контроль», – сказал «Интерфаксу» заместитель руководителя надзорного ведомства Николай Власов. В обычной ситуации лабораторный контроль бывает выборочным. Но «если страна позволяет себе вражеские выходки по отношению к России, то мы не можем быть уверены в том, что очередная выходка не поступит с партией продовольствия, этим и объясняется усиление контроля», аргументировал Власов.
Сложности с прохождением грузов из Турции есть до сих пор, говорит Мелешина из «Ленты». «Поставки от турецких партнеров проходят усиленный таможенный контроль», – подтверждает Куманина из «Дикси».
О запрете поставок рыбы речь пока не идет, однако ритейлеры начали искать альтернативы на случай возможного запрета и этого товара, говорят сотрудники двух розничных сетей. По словам первого, в случае запрета сети могут найти альтернативу, но возникнут проблемы: именно турецкие поставщики обеспечивали поставки в супермаркеты дорадо и сибаса наиболее востребованного у покупателей веса – около 1 кг, а у альтернативных поставщиков такого предложения нет, их рыба намного крупнее.
За девять месяцев 2015 г. Турция поставила в Россию около 7000 т рыбы (из 403 200 т общего импорта рыбы в страну), сообщила пресс-служба Минсельхоза со ссылкой на данные таможни. Основными рынками сбыта турецкой охлажденной рыбы в России являются Москва и Санкт-Петербург, сообщило министерство.
Среди основных потребителей такой рыбы – рестораны. Пока они не почувствовали ни подорожания, ни дефицита, говорит руководитель отдела закупок Novikov Group Валентин Дубровин. Турция – не единственный поставщик сибаса и дорадо: есть еще Фарерские острова, Новая Зеландия. Проблематичнее, по его словам, найти замену для листьев салата, овощей и фруктов из Турции. «Мы уже давно перешли на продукцию российских компаний», – говорит представитель группы ресторанов Александра Раппопорта.
Представитель Минсельхоза переадресовал вопросы «Ведомостей» в правительство; его коллега в Минпромторге не прокомментировал работу ведомства, связанную с введением эмбарго на поставки турецкого продовольствия.
В подготовке статьи участвовали Полина Гриценко, Мария Кунле