«Аэрофлот» меняет систему бонусов для своих агентов

Выпадающие доходы им придется компенсировать различными допуслугами
С 1 января 2014 г. «Аэрофлот» снизил фиксированную часть вознаграждения для своих агентов до 0,1% от тарифа авиабилета и ввел три вида бонусов
С 1 января 2014 г. «Аэрофлот» снизил фиксированную часть вознаграждения для своих агентов до 0,1% от тарифа авиабилета и ввел три вида бонусов / Е. Разумный / Ведомости

«Аэрофлот» с 1 января 2016 г. изменит систему мотивации агентов: теперь базовое агентское вознаграждение составит 1 руб. за авиабилет, сообщил представитель одного из интернет-турагентств и подтвердил представитель «Аэрофлота». По словам последнего, агенты авиакомпании были извещены о нововведениях во второй половине ноября. Это решение вызвано необходимостью дальнейшей оптимизации расходов авиакомпании, отметил представитель «Аэрофлота».

С 1 января 2014 г. «Аэрофлот» снизил фиксированную часть вознаграждения для своих агентов до 0,1% от тарифа авиабилета и ввел три вида бонусов. Вознаграждение агентов зависело от продаж и их динамики к прошлому году (в зависимости от того, сохранился ли оборот или вырос). В итоге бонусы составляли 2–5% тарифа авиабилета, отмечают несколько руководителей онлайн-агентств путешествий. Теперь бонусы агентства будут получать только за перелеты по международным направлениям (3%), сообщил представитель «Аэрофлота». Кроме того, «Аэрофлот» ввел вознаграждения за привлечение пассажиров на те рейсы, которые нуждаются в дополнительной загрузке, в размере 5% тарифа, а также за оформление билетов по воинским документам в размере 300 руб. за один авиабилет, следует из письма «Аэрофлота» агентам (копия документа есть у «Ведомостей»).

В итоге цены на билеты «Аэрофлота», приобретаемые у онлайн-агентств, могут вырасти на размер исчезнувшего вознаграждения (4–6%), говорит гендиректор Ozon.Travel Дмитрий Яковлев. В то же время «Аэрофлот» может понизить тариф, тогда итоговая цена увеличится примерно на 2%, отметил он. Подорожание может составить не менее 10% с учетом того, что на тарифах скажется курс валют и ситуация с «Трансаэро», убежден гендиректор Anywayanyday Евгений Шухлин.

Растущий рынок

215 млрд руб. пришлось на продажу авиабилетов через интернет в 2014 г., согласно данным DataInsight. Весь рынок онлайн-путешествий в прошлом году составил 430 млрд руб. – на 49% больше, чем в 2013 г.

Раньше большинство онлайн-трэвел игроков продавали билеты «Аэрофлота» в ноль или даже в минус, чтобы конкурировать с сайтом самой авиакомпании: бонус позволял так делать, рассказывает директор «Связной трэвел» Алексей Дорош. Теперь, когда бонус обнулен, онлайн-агентствам путешествий придется переложить свою комиссию на покупателя, добавив ее в стоимость билета, считает он. Агентства будут вынуждены незначительно повысить цены, при этом они будут стремиться компенсировать это предложением различных дополнительных туристических услуг, чтобы сохранить аудиторию, считает гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.

Любое турагентство получает доход не только от прямой продажи билетов: есть постпродажное обслуживание, апсейл (например, страховки) и проч. – будут задействованы эти возможности, говорит Шухлин. Для лидеров рынка это хорошая новость: агенты больше начнут конкурировать не с точки зрения демпинга, в том числе за счет вознаграждения от перевозчиков, а с точки зрения сервисов и качества продукта и обслуживания, считает гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов.

В Ozon.Travel на группу «Аэрофлота» приходится около 34% в общей структуре продаж, в Biletix – 35–40%, сообщили их представители. У OneTwoTrip, по словам Соколова, – менее четверти в штуках. У «Связной трэвел» доля была ниже среднерыночной (24%) именно потому, что компания оперировала наценкой, значительных изменений не произойдет, рассказал Дорош.

В январе – октябре 2015 г. на «Аэрофлот» пришлось 27,2% всех пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, согласно данным Росавиации. На внутренние перелеты по группе «Аэрофлота» приходится около половины продаж, говорит Шухлин. Вслед за «Аэрофлотом» систему бонусов изменят и другие авиакомпании, убеждены руководители онлайн-агентств путешествий.

S7 Airlines пересматривает политику выплат агентского вознаграждения, заявил представитель этой авиакомпании, не раскрыв деталей.

В первом полугодии 2015 г. выездной туризм сократился на 24%, следует из данных Ростуризма. Турпоток внутри России на начало ноября в 2015 г. вырос на 20%, говорил ранее руководитель Ростуризма Олег Сафонов.