Россия может отказаться от строительства «Турецкого потока»
Замораживание проекта означает, что Украина еще долго останется транзитной страной для «Газпрома»В последние годы «Газпром» усиленно искал способ отказаться от транзита газа для Европы через Украину. Одним из таких проектов был «Турецкий поток», который пришел на смену «Южному потоку».
«Это [«Турецкий поток»] один из крупных инвестиционных проектов, и он точно так же попадает под действие закона о специальных ограничительных мерах [в отношении Турции]», – сказал в четверг министр экономического развития Алексей Улюкаев. Ограничения Россия вводит в ответ на атаку турецких ВВС на российский бомбардировщик Су-24, участвовавший в операции против запрещенного в России «Исламского государства». «Давайте подождем и не будем обсуждать детали. В любом случае все решения, все предложения – они будут обсуждены в правительстве», – сказал несколькими часами позже министр энергетики Александр Новак. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.
Всего «Газпром» в Европу и Турцию поставляет 140–160 млрд куб. м газа в год. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока» (строительство второй только началось) – 55 млрд куб. м газа в год (см. карту). Его задача – обеспечить максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы. А его использование исключает возможные политические риски, отмечал «Газпром». Газ в Европу также идет по трубопроводу Ямал – Европа (32,9 млрд куб. м). На юге «Газпром» через Черное море по «Голубому потоку» (16 млрд куб. м) поставляет газ в Турцию. Через Украину «Газпром» может поставить около 50 млрд куб. м.
«Южный поток» должен был заменить украинский транзит. Но в декабре 2014 г. Болгария отказалась дать разрешение на его строительство из-за отказа «Газпрома» допустить к трубе сторонних поставщиков в соответствии с нормами Третьего энергопакета. Тогда «Газпром» заявил, что вместо «Южного» будет строить «Турецкий поток». Его сооружение «Газпром» оценивал в 11,4 млрд евро. По новому проекту «Газпром» планировал провести четыре нитки общей мощностью 63 млрд куб. м. По одной из них газ поставлялся бы только в Турцию (14 млрд куб. м), а остальные предназначались бы для Европы.
Турецкая Botas хотела получить скидку на газ по новому трубопроводу в 10,25%. «Газпром» настаивал, что скидка может быть предоставлена только после подписания межправсоглашения о строительстве.
Транзитный договор с Украиной истекает в 2018 г. Для «Газпрома» и бюджета выгоднее сохранить украинский транзит, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: экспорт по «Турецкому потоку» привел бы к сокращению прибыли и, соответственно, доходов бюджета. Да и мощностей для отказа от транзита пока нет, добавляет замдиректора Фонда развития энергобезопасности Алексей Гривач. «Газпром» может реанимировать переговоры с Румынией и даже Болгарией, но реализация «Южного потока» маловероятна, говорит Корчемкин. «Газпром», правда, успел истратить на подготовку к поставке газа по южному маршруту $15–18 млрд, большая часть которых досталась подрядчикам строительства «Южного коридора» – наземной российской части «Южного потока» и «Турецкого потока», добавляет эксперт. Проблема с реанимацией «Южного потока» еще и в том, что если будет реализован «Северный поток – 2», то непокрытыми останутся только Болгария, Греция и Турция, говорит Гривач. Если по «Южному потоку» газ будет поставляться только для Болгарии и Греции – около 2,5 млрд куб. м в год, – то для них он будет «золотым», подчеркивает эксперт. Представитель Еврокомиссии комментировать возможность возврата к строительству «Южного потока» отказался, напомнив, что это «Газпром» аннулировал проект.