Беспилотники-«нюхачи» будут следить за вредными выбросами кораблей

Европейские регуляторы нашли дронам новое применение
Регуляторам нужны беспилотники, способные находиться в воздухе до четырех часов и оборудованные датчиками, измеряющими содержание серы и углекислого газа в выбросах кораблей
Регуляторам нужны беспилотники, способные находиться в воздухе до четырех часов и оборудованные датчиками, измеряющими содержание серы и углекислого газа в выбросах кораблей / Yay / ТАСС

Европа хочет использовать новый инструмент для борьбы с нарушающими экологические нормы судоходными компаниями – беспилотники-«нюхачи». Идею выдвинули Европейское агентство морской безопасности (EMSA) и Европейское космическое агентство (ESA), которые надеются совместно контролировать уровень вредных выбросов кораблей на самых загруженных европейских маршрутах – в проливе Ла-Манш, Северном море, Балтийском море и Ботническом заливе между Швецией и Финляндией.

Сейчас содержание серы в выбросах кораблей в этих водах не должно превышать 0,1%, хотя до прошлого января ограничение составляло 3,5%. Если судовладельцы нарушают это правило, им могут грозить штрафы. Но регуляторам сложно добиться его выполнения, так как необходимо контролировать очень большую территорию. «Судовладельцы очень обеспокоены тем, что не созданы равные для всех условия. Поэтому нужно иметь как можно больше данных, и дроны помогут проводить дополнительные измерения», – говорит Лендерт Бал, руководитель операционного отдела EMSA.

Это новый пример того, как можно использовать беспилотники в коммерческих целях. В США технологические компании быстро стали испытывать эту технологию. Так, Amazon хочет с помощью беспилотников доставлять заказы своего интернет-магазина, а Facebook – обеспечивать интернет-соединение в труднодоступных районах.

Такие судоходные компании, как шведская Stena Line, инвестировали миллионы долларов в снижение вредных выбросов. Поэтому их руководители обеспокоены, что конкуренты, чьи суда проплывают через контролируемые зоны, но не причаливают в них, по-прежнему будут использовать более грязное и дешевое топливо, что даст им конкурентное преимущество. «Операторы, выполняющие маршруты внутри зоны низких выбросов, будут играть по правилам. Но кто проверит, остановит и, если потребуется, оштрафует корабль, идущий, например, из Атлантики в Петербург?» – говорит гендиректор Stena Карл-Йохан Хагман.

Между тем некоторое оборудование, помогающее контролировать уровень выбросов, уже используется. Например, Дания установила сенсоры на мосту «Большой Бельт», соединяющем острова Фюн и Зеландия, под которым ежегодно проплывают тысячи коммерческих судов. Сенсоры могут определить повышенное содержание серы и дать сигнал о нарушении норм, после чего регуляторы могут проверить топливо, когда корабль прибудет в порт.

Что касается дронов, то регуляторы до сих пор пытаются определиться с необходимыми характеристиками. Во время презентации в октябре EMSA дало понять, что ему могут потребоваться беспилотники, способные находиться в воздухе минимум четыре часа и с дальностью полета около 20 км. Они должны быть оборудованы датчиками, измеряющими содержание серы и углекислого газа, и оборудованием, распознающим корабли по их идентификационным маякам.

Предполагается, что беспилотники будут пролетать над струей выхлопных газов корабля, измеряя содержание серы, говорит Пьер Дебюшер из французской CLS Group, который работает над этим проектом. Миниатюрные дроны будут использоваться как для рутинных проверок вдоль судоходных маршрутов, так и для наблюдения за кораблями, которые в прошлом уже нарушали нормы. Это позволит властям создать черный список судов, отмечает Дебюшер.

ESA участвует в проекте, поскольку для связи с дронами с суши необходимо использовать спутники. Сотрудники обоих агентств должны встретиться в среду, 25 ноября, с представителями отрасли, чтобы определиться, какие системы могут быть использованы для мониторинга. Тесты, включая выполнение полетов из Гамбурга, будут проводиться по июль 2016 г. Если эксперимент окажется удачным, дроны могут начать регулярно летать над судами во второй половине следующего года, говорит Бал.

У судоходных компаний неоднозначное отношение к этой идее, в том числе из-за беспокойства по поводу безопасности. «Были некоторые опасения, что дроны могут оказаться неисправными и упасть на корабль, – отмечает Эрик Левенхаупт из Stena Group, материнской компании Stena Line. – Но если этот момент удастся разрешить, то положительным будет все, что способно измерять выбросы в открытом море».

Перевел Алексей Невельский